IV. Хранение музейных ценностей
Общие положения
155. Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных ценностей (как в хранилище, так и в экспозициях), в защите памятников от разрушения и заболевания, от возможности хищения и порчи, а также в создании благоприятных условий для их изучения, показа и популяризации.
156. Перемещение музея из занимаемых им помещений или использование зданий музеев (частично или полностью) не по прямому назначению не допускается.
Примечание. Исключение из этого правила может быть сделано лишь по особому разрешению центральных органов, в ведении которых эти музеи состоят (п. 33 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 14 декабря 1948 г. N 3898).
157. Приспособление чердачных и подвальных помещений под фондохранилища воспрещается.
Общие правила хранения
158. Здание музея должно быть изолированным, каменным, с железобетонными перекрытиями, железной или черепичной крышей, центральным водяным отоплением и приточно - вытяжной вентиляцией, отвечать всем требованиям противопожарной безопасности.
Примечание. Исключение могут составлять музеи, размещенные в мемориальных зданиях и памятниках архитектуры, исторически связанных с коллекциями музея.
Основным условием, гарантирующим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания в целом, а также его отопительной и вентиляционной систем.
Крыши и водостоки музейного здания должны быть в полной исправности, чтобы предохранять внутренние помещения от проникновения в них влаги и осадков. Водостоки должны содержаться в полной исправности.
Для предупреждения отсыревания наружных стен здания вокруг него устраивают мощеные кирпичом или залитые асфальтом дорожки - тротуары с уклоном от здания, а также водостоки от труб на землю.
Повышенная влажность в подвальных помещениях музея недопустима даже в случаях, когда эти помещения не используются для хранения музейных ценностей.
159. Для вновь строящихся музейных зданий должна быть предусмотрена система кондиционирования, при реконструкции старых зданий следует обращать особое внимание на создание максимально благоприятного для экспонатов температурно - влажностного режима.
160. Котельные при музейных зданиях должны размещаться в несгораемых, отдельно стоящих помещениях. Устройство котельных в несгораемых подвальных помещениях музеев разрешается лишь в крайних случаях, с установкой котлов низкого давления.
161. Кухня, столовая, буфет, гардеробы, камера хранения ручной клади, санитарные узлы, находящиеся в здании музея, должны быть тщательно изолированы от хранилищ и экспозиционных залов.
162. В музейных зданиях допустимо только электрическое освещение. Кроме центрального электроснабжения, в музеях должна существовать автономная система аварийного освещения, электропроводка в музеях должна быть установлена по всем правилам и нормам Главэнерго, гарантирующим ее безопасность в противопожарном отношении. Электровключение должно быть централизованное - групповое.
В нерабочее время электропроводка музея должна быть обесточена. Для дежурной охраны внутри музея в нерабочее время оборудуется дежурное освещение.
В музейных зданиях уникального характера, где проведение электричества невозможно, работа должна производиться только при дневном освещении.
163. Если здание музея представляет собой деревянную постройку - памятник архитектуры, истории, искусства, мемориальное здание, его режим отопления и освещения должен быть согласован с органами, ведающими охраной памятников истории и культуры, а также с местными органами государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел СССР.
Деревянные чердачные конструкции здания музея должны быть обработаны огнезащитным составом. При наличии в здании музея печного отопления порядок топки необходимо согласовать с государственным пожарным надзором и проводить с его помощью регулярные тщательные проверки состояния печей.
Музейное здание должно быть обеспечено круглосуточно противопожарным надзором и находиться под особым наблюдением пожарной охраны города или района, здание музея должно быть оборудовано внутренним противопожарным водопроводом, пожарные краны должны быть исправны и снабжены пожарными рукавами и брандспойтами.
При отсутствии городского водопровода на территории музея должен быть устроен искусственный водоем емкостью не менее 200 куб. м с запасом воды для тушения пожара.
В каждом хранилище и экспозиционном зале устанавливаются углекислотные (сухие) огнетушители, количество которых определяется нормами ГУПО Министерства внутренних дел СССР. В музеях, где нет специальной пожарной охраны, дирекция обязана следить за своевременной заменой устаревшего пожарного оборудования.
Согласно указанию органов государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел СССР музеи союзного и республиканского значения должны иметь, кроме ручных огнетушителей, специальные стационарные или передвижные системы автоматического пожаротушения.
В неотапливаемых помещениях должны быть установлены огнетушители со специальными незамерзающими зарядами.
Все противопожарное оборудование размещается в здании музея с таким расчетом, чтобы не портить внешнего вида помещений.
Весь противопожарный инвентарь: гидропульт, лопаты, ломы, багры, ведра, брезент, асбестовые одеяла, войлок, пропитанный огнестойкими составами, топоры, пилы и т.д. - должен быть в исправности и всегда находиться в специально отведенном месте.
Использовать противопожарный инвентарь для хозяйственных целей запрещается.
Помещения музеев оборудуются электрической противопожарной сигнализацией, а основные посты пожарной и сторожевой охраны - городской телефонной связью.
Новые и реконструированные музейные здания должны быть оборудованы централизованной автоматической системой газового тушения пожара.
164. Противопожарная пропитка всех видов экспозиционного и фондового оборудования запрещается.
165. В случаях, если здание музея находится в явно пожароопасном состоянии, дирекция музея должна немедленно поставить в известность об этом вышестоящие органы согласно подчиненности.
Дирекция музея обязана распоряжением по музею выделить ответственных за пожарную безопасность лиц по каждому помещению (экспозиционные залы, хранилища, библиотека, мастерские и т.д.).
В музее должны быть вывешены правила пожарной безопасности.
Весь персонал музея в обязательном порядке, под расписку должен быть ознакомлен с правилами противопожарного режима в музее и способами тушения пожара. Дирекцией музея должен быть разработан план эвакуации музейных ценностей и других материалов на случай возникновения пожара. Рекомендуется периодически проводить учебные занятия с лицами, отвечающими за пожарную безопасность.
О возникновении пожара в музейных зданиях немедленно сообщают в городскую пожарную команду, дирекции и охране музея. Одновременно принимают меры по тушению пожара подручными средствами, сухим способом (углекислотные сухие огнетушители, асбестовые одеяла, войлок, пропитанный огнестойкими составами, брезент и т.п.). Пользоваться водой и пенными огнетушителями разрешается лишь в самом крайнем случае.
Курить в экспозиционных залах, хранилищах и реставрационных мастерских музея строго запрещается. Для курения в музее должно быть отведено специально оборудованное безопасное место.
Хранение в экспозиционных залах и хранилищах упаковочных материалов недопустимо.
166. Надворные постройки следует сооружать из огнестойких материалов. Вокруг здания в целях пожарной безопасности желательно иметь свободное пространство.
Деревянные сооружения, например, памятники деревянного зодчества на открытом воздухе, следует располагать на расстоянии не ближе 100 метров друг от друга и от основного музейного здания.
167. Недопустимо нахождение вблизи здания музея бензохранилища, керосинохранилища, гаражей, складов дерева и других огнеопасных объектов, а также стоянок автомашин.
168. Вредное действие на фонды оказывают газовые засорители воздуха (сероводород, аммиак, сернистый газ и др.), поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание. На примыкающей к музею территории запрещается разводить голубей.
Организация охраны музейных помещений
169. Охрана музеев, выставочных и реставрационных учреждений может быть гражданской, вневедомственной, милицейской и комбинированной. Она осуществляется по инструкции, разработанной и утвержденной музеем (учреждением) и организацией, предоставляющей музею (учреждению) охрану, несущую дежурство снаружи и внутри помещения. Инструкция должна предусматривать обеспечение непрерывной круглосуточной охраны коллекций и помещений музея.
170. Кроме такой охраны, музей должен иметь охранную сигнализацию, гарантирующую непрерывную охрану коллекций и помещений музея в течение суток, связанную с городскими организациями УВД. Характер системы сигнализации и режим ее работы должны быть согласованы с местными органами Министерства внутренних дел СССР.
В дневное время в музее действует специальная служба охраны (музейные служители, милиция и т.п.).
Работа музейных служителей определяется внутримузейной инструкцией.
Заведующий отделом музейных служителей или лицо, отвечающее за организацию работы музейных служителей, распределяет посты внутреннего наблюдения между музейными служителями по согласованию с главным хранителем или директором, а также хранителями экспозиций и временных выставок и постоянно контролирует выполнение служителями своих обязанностей по охране коллекций и помещений музея.
171. Все двери хранилищ, экспозиционных залов, а также шкафы и витрины должны иметь свой порядковый номер, петли для пломб и надежные внутренние замки, каждый с двумя ключами. Каждый ключ должен иметь бирку с порядковым номером, названием комнаты, шкафа, витрины и т.п.
Первые экземпляры всех ключей от помещений хранилищ и экспозиционных залов должны храниться в специальном запирающемся сейфе на номерной доске. Ключ от сейфа хранится у ответственного дежурного. Выдача ключей производится только лицам, указанным в специальном распоряжении дирекции музея. Записи о выдаче и возвращении ключей делаются в специальном журнале, который хранится у дежурного внутренней охраны. Вторые экземпляры ключей находятся у главного хранителя или директора музея.
Устанавливаемый в музее режим охраны должен предусматривать порядок опломбирования и опечатывания хранилищ и экспозиционных помещений, исключающий возможность проникновения в них посторонних лиц и обеспечивающий сохранность музейных предметов, находящихся на материальной ответственности отдельных хранителей.
Вынос пломбиров и печатей (кроме личных) и ключей из здания музея категорически воспрещается.
Ключи от шкафов и витрин хранятся в помещении хранилища в специальном шкафу или сейфе. Ответственность за них несет хранитель.
172. Окна подвальных помещений музея, первого этажа, а также выходящие на крыши должны быть снабжены железными решетками.
173. Все экспозиционные и выставочные залы и все хранилища должны быть снабжены топографическими описями (перечнем экспонатов), а по возможности и схемой их расположения или фотографиями залов, отдельных стен и витрин, залы с изделиями из драгоценных металлов и камней - дополнительными охранными топографическими описями, составленными хранителями экспозиций и выставок и хранящимися у музейных служителей, которые осуществляют непосредственную охрану залов.
Ежедневно в начале и в конце рабочего дня материально ответственные научные сотрудники и музейные служители обязаны фиксировать в специальных журналах наличие экспонатов и состояние экспозиционных залов.
174. Передача экспозиции от дневной охраны ночной (при закрытии музея) и наоборот (при открытии) производится ответственным дежурным или материально ответственным лицом и музейными служителями (или специальной комиссией) в соответствии с внутримузейной инструкцией, утвержденной дирекцией.
175. Открытие, закрытие и опечатывание хранилищ осуществляется хранителем.
176. Наложение и снятие печатей или пломб на двери экспозиционных залов и хранилищ регистрируется в специальном журнале, хранящемся на посту охраны.
177. Опечатывание витрин и шкафов в экспозиционных залах и хранилищах производится соответствующими материально ответственными лицами личными печатями. Снятие печатей и пломб без соответствующего материально ответственного лица запрещается, за исключением особых случаев, предусмотренных в п. 30.
178. Каждый хранитель должен иметь личный пломбир или печать со своим номером или знаком. Учет печатей и пломбиров ведет заведующий отделом кадров или лицо, его замещающее. Передача пломбира и печати другому лицу категорически запрещается.
179. Помещение хранилища изделий из драгоценных металлов и камней должно быть изолировано от остальных фондов и снабжено железными дверями и решетками на окнах.
Примечание. В исключительных случаях изделия из драгоценных металлов и камней могут храниться в общих запасниках, в несгораемых шкафах или сейфах.
Ключи от помещения хранилища драгоценных металлов и камней или сейфов хранятся в металлической коробке, опечатанной хранителем особой кладовой, в этом виде они передаются на хранение директору музея или лицу, назначенному приказом директора. При этом указываются время приема и сдачи ключей и лица, в этом участвующие.
В особой кладовой или сейфе имеется специальный журнал, в котором за подписью хранителя отмечается каждое вскрытие хранилища с указанием цели вскрытия.
180. Допуск в хранилища и реставрационные мастерские посторонних лиц производится только с разрешения директора музея или главного хранителя по специальным разовым пропускам, которые по окончании посещения остаются у хранителя (Приложения N 21, 22).
Оборудование экспозиционных залов
в связи с хранением экспонатов
181. Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать не только создание наилучших условий для показа экспонатов, но и обеспечение их сохранности от преждевременного изнашивания, повреждений и хищения.
182. Для предупреждения хищения экспонатов экспозиционная мебель снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб.
183. Экспозиционный инвентарь изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должен быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей).
Для обеспечения необходимой устойчивости шкафы, в случае необходимости, прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию шкафа.
Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке.
184. Уникальные, особо ценные и хрупкие экспонаты, а также любое оружие запрещается экспонировать на стендах и подставках без застекления. Предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т.д.) также экспонируются в застекленных шкафах и витринах.
Для предметов из драгоценных металлов и камней это условие обязательно.
Витрины и шкафы для таких экспонатов должны быть оборудованы сигнализацией.
185. Витрины и шкафы всех типов должны быть изолированы от пыли.
186. Экспозиционная мебель располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.
187. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть пригнаны к подставкам так, чтобы они не могли двигаться.
В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются ограждения.
188. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно. На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы или тросы.
Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамах, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами и вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозионным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином.
При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью.
При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы.
189. Произведения графики могут экспонироваться в витринах - в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Ни в коем случае нельзя для окантовки графики использовать фанеру и доски без бумажных прокладок.
Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.
190. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году.
191. Старые фотоснимки экспонируются в витринах или под стеклом, в паспарту, по тем же правилам, что и художественная графика. Допустимый срок их экспонирования - не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией.
192. Ткани, костюмы, головные уборы, обувь следует выставлять только в застекленных витринах и шкафах.
При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.
Срок экспонирования недублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет.
Недублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым и серебряным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор.
Ковры и гобелены при их экспонировании могут прикрепляться за нашитые полосы другой ткани к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера.
Ткани, ковры, гобелены категорически запрещается прибивать гвоздями или прикалывать булавками.
193. При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную или золоченую скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой и ветошью между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной.
194. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты.
Недопустимо использование художественной, историко - бытовой и мемориальной мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуру. При необходимости поставить на мебель какие-либо предметы (вазы, часы, настольные украшения, фотографию в рамке и т.д.), нижнюю часть устанавливаемого предмета изолируют от поверхности мебели прокладкой из байки.
195. Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках и в витринах, допускающих обозрение с разных сторон.
196. Объемные вазы, большемерная скульптура, керамическое панно, мозаика должны размещаться на специальных тумбах - подставках или прикрепляться к стене.
197. Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника.
Примечание. Кость, дерево, неглазурованную керамику, металл крепить с помощью пластилина запрещается. Использование в качестве крепления необратимых клеев для всех без исключения материалов запрещается.
198. Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой. Экспонирование ботанических материалов более одного месяца без герметизации недопустимо.
199. Во избежание нагрева экспонаты, и прежде всего предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5 - 2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампы накаливания).
Размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных отверстий категорически запрещается.
200. Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм.
201. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию.
Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях.
Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) должно быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов.
Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование.
Хранилища музейных фондов и их оборудование
202. Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах. Это должны быть просторные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных ценностей в целях всестороннего их использования.
Хранилища должны удовлетворять требованиям максимальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противопожарное оборудование. Помещение хранилища должно быть проверено органами технического надзора с целью определить допустимую нагрузку пола.
203. В специализированных хранилищах тканей, ботанических, энтомологических и зоологических коллекций рабочее место хранителя должно быть вынесено в отдельное помещение, изолированное от хранилища.
204. При хранилищах целесообразно иметь:
- помещение для новых поступлений, где они распаковываются, разбираются, проходят первичный осмотр, изолятор и дезокамеру;
- специальную кладовую для хранения хозяйственного инвентаря для перемещения предметов (носилки, лямки, тележки, лестницы, веревки и т.д.) и для уборки помещения (мехи, пылесосы), упаковочного материала и запаса материалов консервационного характера;
- помещение для хранения запасных витрин, стендов, рам, стекла;
- помещение для работы посетителей и т.п.
205. Помещение для хранения экспонатов временных выставок должно быть изолировано от основных хранилищ музея и оборудовано с расчетом на хранение экспонатов разного профиля.
206. Музейное оборудование в хранилищах расставляют таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее 2,5 - 3 м, а проходы между ними не менее 1 - 1,5 м, в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения. Стены можно оборудовать штангами для подвески экспонатов.
Оборудование для хранения делается из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим составом.
Деревянное оборудование периодически осматривается для своевременного обнаружения вредителей древесины.
Для размещения предметов различных категорий употребляются различные типы мебели (см. соответствующие разделы настоящей Инструкции по категориям материалов).
Режим музейного хранения
207. Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов (кроме разрушений, вызванных техническими авариями и стихийными бедствиями):
- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;
- вредное воздействие света или недостаток его;
- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
- биологические вредители;
- использование непрочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани и т.п.);
- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;
- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей и в самом музее.
Разрушение музейных предметов может быть также следствием неумелой или неосторожной реставрации или несвоевременного ее проведения.
Температурно - влажностный режим
208. Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.
Для достижения этих условий необходимо начинать топку возможно раньше осенью, постепенно увеличивая ее интенсивность сообразуясь с погодой, и кончать топку возможно позднее весной, постепенно уменьшая ее интенсивность.
Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.
209. Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18 +/- 1° C.
Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов 55% +/- 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, - 50 - 65%.
210. Если в разных частях музейного здания температурно - влажностный режим различен, то при размещении фондов необходимо учитывать специфические особенности материалов.
В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т.д.
В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.
В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл, стекло и гипс.
211. Для хранения ряда материалов необходим особый температурно - влажностный режим. Так, например:
а) для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особая сухость: предметы из медных сплавов остаются стабильными неопределенно долгое время при относительной влажности 37%;
б) минералы группы сернистых соединений и соли необходимо хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;
в) оптимальные условия хранения фотоматериалов: относительная влажность от 40 до 50% при температуре для черно - белых материалов не выше +12° C, для цветных материалов не выше +5° C. При хранении в обычном запаснике допустима температура не выше 20° C при относительной влажности до 53%. Такой режим обеспечивает сохранность фотоматериалов от плесневения, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду основ;
г) недопустимо хранение предметов из олова, а также формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18° C;
д) предметы из олова при температуре ниже +18° C разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сначала серые лишаи, потом полые бородавки. Затем пораженные места рассыпаются в порошок. При этом чума быстро распространяется и может заразить большие партии олова.
Поврежденные оловянной чумой предметы нужно срочно изолировать в помещение с температурой не ниже +20° C;
е) предметы из воска и пластилина следует хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно важно следить за температурой: она должна быть не выше +25° C и не ниже +16° C;
ж) запрещается хранение в неотапливаемых помещениях или при температуре ниже 0° C драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из янтаря.
212. Нестабильность температурно - влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются основной причиной старения музейных коллекций. Их воздействию подвержены практически все материалы. Особенно разрушительно действие колебаний на органические материалы, из неорганических материалов прежде всего разрушаются археологические предметы. Колебания влажности вызывают в них (керамика, мягкие породы камня) процесс кристаллизации и декристаллизации солей, способный привести к полному разрушению предметов.
Отклонение температурно - влажностного режима от параметров, рекомендуемых для комплексного хранения материалов, в сторону повышения или понижения влажности вызывает следующие изменения: при повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе - ржавчина, на бронзе - дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; набухание эмульсии, образование складок и пузырей и отставание от стекол - у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т.д.
При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно сильным разрушениям подвержены предметы, при создании которых использовались материалы, обладающие разными коэффициентами расширения: фанерованная и инкрустированная мебель, наборная кость, а также предметы, покрытые грунтом и красочными слоями (живопись, скульптура, мебель, деревянная резьба).
У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются расслоение и растрескивание массы. Особенно легко разрушаются концы длинных трубчатых костей, позвонки и зубы.
213. В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности:
- сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления, и
- суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.
214. Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно - влажностного режима.
Допустимые суточные колебания относительной влажности не должны превышать 5%.
Для регистрации температуры и влажности в каждом хранилище и экспозиционном зале необходимо установить психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гидрографы.
Показатели температуры и влажности записываются в специальной книге два раза в сутки, в одно и то же время.
Психрометры и гигрографы необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.
Правила пользования психрометром и психрометрической таблицей см. в Приложениях N 23а, 23б.
215. В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно для его увлажнения пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды необходимо регулярно мыть и для дезинфекции добавлять немного марганцовокислого калия.
216. Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты. При повышенной влажности в помещении необходимо усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из органических материалов.
217. Основной мерой предохранения от сырости неотапливаемых помещений является проветривание.
Проветривание неотапливаемых помещений необходимо проводить в ясные дни, в то время, когда нет резкого расхождения между наружной температурой воздуха и температурой внутри помещения.
Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать двух градусов.
Проветривание неотапливаемых помещений весной имеет целью постепенное выравнивание внутренней температуры с наружной.
Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха.
Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.
218. В связи с тем, что температурно - влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно - допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.
В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.
219. Допуск посетителей в неотапливаемые музейные здания разрешается только в теплый и сухой период года.
220. Всякое изменение температурно - влажностного режима производится медленно и постепенно.
При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима. Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях.
221. Система отопления ранее не отапливавшихся памятников архитектуры должна обеспечивать в зимний период температуру внутри помещений не более +5° C.
222. При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов.
Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.
Световой режим
223. Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света.
Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов, и прежде всего на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла.
Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания. Однако последние излучают наибольшее количество тепла.
Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание (изменение цвета) и невидимый - разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.
224. Для всех видов графики, книг, рукописных материалов, фотографий, тканей, ботанических и зоологических коллекций, кожи освещенность музейных помещений должна находиться в пределах 50 - 75 люкс. Для всех остальных экспонатов - 75 люкс.
225. Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи.
В залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.
226. Окна в новых и реконструируемых музейных зданиях рекомендуется стеклить защитными стеклами. Желательно иметь на окнах жалюзи.
227. Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.
228. При использовании ламп накаливания последние должны располагаться на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности экспоната.
229. При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3 - 5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2° C.
Разрешение на кино - теле - фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры СССР.
Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача подлинных экспонатов на киносъемки категорически запрещаются. Съемки документальных фильмов допускаются в исключительных случаях.
Разрешение на подобные работы для зарубежных фирм и организаций дается Министерством культуры СССР.
230. Кино- и телесъемки музейных предметов в плохом состоянии сохранности запрещаются.
Теле- и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов.
Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
Загрязнение воздуха
231. Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, а также газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ), озона и др. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими промышленными предприятиями.
Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, а также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.
232. Ускоряет старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и способствует их увлажненности. Загрязнители воздуха в соединении с влагой вызывают химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи.
233. Музейные помещения желательно очищать от пыли с помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой.
Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должны регулярно очищаться от пыли.
В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них после закрытия музея для посетителей надевают чехлы. Особенно нуждается в чехлах гипсовая скульптура.
В помещениях запасников мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно находиться в чехлах.
Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для посетителей чехлы на обувь. При входах в музеях должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи.
Для более тщательной уборки музей имеет право установить один санитарный день ежемесячно.
Биологический режим
234. Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения вызывают микроорганизмы, грибки, насекомые и грызуны.
235. Микроорганизмы (бактерии и плесень) повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.).
В музейных условиях наиболее часты случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Некоторые виды плесеней разрушают волокна, все виды плесеней оставляют трудноудаляемые пятна.
236. Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно - влажностного режима. Основная причина появления плесени - повышенная влажность, температура влияет лишь на скорость роста грибков. Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20° C - +25° C и относительной влажности воздуха выше 70%.
Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.
237. Загрязнение поверхности предметов создает благоприятную среду для развития микроорганизмов.
238. Музейное оборудование, в котором хранятся предметы из органических материалов, желательно, во избежание появления плесени, периодически протирать чистой тряпкой, смоченной в 2-процентном спиртовом растворе формальдегида.
239. При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение.
Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью. Все другие виды обработки могут быть поручены только опытному реставратору.
Чучела, шкуры, тушки после удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, ящики и др., в которых хранились пострадавшие препараты.
В коллекциях насекомых источником отсырения и появления плесени могут служить торфяные пластинки на дне коробки или ящика; в случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, а затем удалить плесень.
Микроорганизмы на предметах из мрамора, гипса, камня и др. развиваются за счет поверхностных загрязнений, содержащих органические вещества, поэтому необходимо следить за чистотой музейных предметов.
240. Сложная дезинфекция всех перечисленных выше музейных материалов может производиться только опытными, прошедшими соответствующий инструктаж специалистами.
241. Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия нормального температурно - влажностного режима.
242. Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены: жуки - точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки - притворяшки, а также комнатные мухи.
Насекомые могут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, кроме металла, стекла и керамики.
243. Насекомые попадают в музеи через открытые окна и двери или вносятся с зараженными вещами.
При приобретении предметов в домах, зараженных вредителями, желательно указать в документе поступления на возможную зараженность предмета.
244. Хорошей приманкой для вредителей служат новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и т.д. Такие материалы не следует держать вместе с основными коллекциями.
245. Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов.
Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром.
При изоляторе должна быть камера, пригодная для дезинсекционной и противогрибковой обработки пораженных предметов. Помещение, в котором расположена камера, должно иметь принудительное вентиляционное устройство. Обработка должна производиться только специалистами, прошедшими соответствующее обучение и инструктаж по работе с применением токсичных веществ.
Примечание. Обертывание зараженного предмета бумагой или полиэтиленовой пленкой не гарантирует от дальнейшего распространения насекомых - вредителей и может быть применено лишь как временное средство на короткий срок.
246. Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, не очищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.
247. Категорически запрещается использование технического войлока в зданиях и на территории музея для отепления конструкций или отопительной системы, т.к. это приводит к заражению музея молью и кожеедами. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли, и поэтому служить защитой не может.
248. Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.
249. Дважды в год (весной, перед открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых - между рамами, за плинтусами и т.д.
250. Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.
В музеях средней полосы, с высокой влажностью, осмотр следует проводить с марта по октябрь, при нормальной влажности - с апреля по сентябрь; в южных районах - также с марта по октябрь, особенно тщательно - с мая по июль.
Ботанические и зоологические коллекции необходимо осматривать три раза в год: в апреле - мае, июле и сентябре.
Осмотр на зараженность насекомыми - вредителями начинают с окон и пола под ними, затем осматривают удаленные от света поверхности и задние стенки мебели, особенно снизу. При осмотре музейных предметов особое внимание необходимо обращать на поступления последних двух - трех лет. Выявленных при осмотре насекомых - вредителей предметов направляют на определение энтомологу с указанием, где, на чем, когда и кем собраны насекомые.
251. Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, доски икон, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики - трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики.
Жуки - точильщики откладывают яйца в различные неровности, отверстия и щели в деревянном предмете. Из яиц выходят личинки, которые вгрызаются в древесину. Из-за малого размера личинок их входное отверстие невооруженным глазом не видно. Личинка развивается внутри древесины несколько лет (не менее двух), не выходя на поверхность. Молодой жук, вышедший из куколки, прогрызает круглое летное отверстие диаметром от 1,5 до 3 мм и при этом выталкивает кучку буровой муки.
При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его немедленно отправляют в изолятор. Для проверки на зараженность точильщиками предметы надо выдерживать в изоляторе не менее одного летнего сезона.
252. Усачи оставляют в древесине овальные отверстия размерами 3 x 7 или 3 x 9 мм и больше, а древогрызы - мелкие, круглые, диаметром до 1 мм. Усачи представляют опасность как для экспонатов, так и для построек.
253. При выполнении различных работ в музее или на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать только из тщательно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры могут остаться личинки усачей, рогохвостов и других древоточцев.
254. При подозрении на заражение фондов древоточцами следует вызвать специалиста - энтомолога для определения правильного способа дезинсекции.
Уничтожение древоточцев в экспонатах производится опытным реставратором при консультации специалиста - энтомолога.
255. Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожу, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. повреждают две группы насекомых: кожееды и моли. Гусеницы молей живут в паутинных ходах и чехликах; личинки кожеедов оставляют в местах питания волосатые линочные шкурки или (под книгами) кучки пылевидной трухи. Бабочки моли живут недолго. Однако их отсутствие еще не свидетельствует о том, что коллекция не заражена. Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе - феврале, мае и августе - сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, которые способны проникать в мельчайшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.
256. Изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых. При изолированном хранении шелковые изделия, как правило, молью не повреждаются.
257. На зараженность молью в первую очередь нужно проверять загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки.
258. Известно несколько способов борьбы с молью:
- предметы из шерсти и меха, а также изделия из других тканей, находящиеся рядом с ними, в конце весны - начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4 часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она хранится. После просушки изделия нужно очистить, поместить в шкаф, в котором разложить или подвесить мешочки с репеллентом (отпугивающим веществом).
Для предохранения от молей тканей, одежды и других предметов при хранении применяют нафталин или камфорно - нафталиновые шарики, которые раскладываются в марлевых мешочках в ящиках и сундуках или привешиваются к одежде (на пальто взрослого человека нужно примерно 5 мешочков по чайной ложке нафталина в каждом). Наличие репеллента проверяют не реже двух раз в год. Репелленты, как правило, не убивают насекомых, а только отпугивают их.
Примечание. Применение нафталина недопустимо в присутствии серебра (серебряных нитей, украшений и т.д.) и белого меха. В этих случаях нафталин следует заменить препаратами "Антимоль" или "Молебой".
К репеллентам также относятся: лавандовое масло, камфора, далматская ромашка, полынь, листья ореха. Антимолевые средства необходимо периодически менять, т.к. моль привыкает к ним.
Ковры и шпалеры прокладывают бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром (1:2). Затем вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные плотно завязанные мешки (чехлы).
Мебельную и платяную моль можно выморозить. Для этого зараженные или подозрительные на заражение предметы нужно выдерживать на морозе при температуре минус 15 - 20° в течение 10 часов. Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др.
259. Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и другой зоологический материал могут быть поражены, кроме молей, кожеедами.
Жуки - кожееды скапливаются на окнах, личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.
260. Акварельная живопись и некоторые сорта бумаги могут быть повреждены сахарными чешуйницами. Чешуйница - серебристые бескрылые насекомые до 1 см длиной - выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски.
Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами. Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, плинтусы и щели в полу, а также участки вокруг источников влаги. Применяются контактные яды: хлорофос, дихлофос.
261. В папье - маше, в книжных переплетах и других предметах с крахмальными проклейками, на засохших комочках теста и других пищевых остатках в резьбе пряничных досок, в различных коробах и плетенках (коллекции предметов крестьянского обихода), а также в гербариях в теплых помещениях развивается хлебный точильщик, в холодных и сырых - жуки - притворяшки, крошечные бурые жучки 3 - 5 мм длиной.
Хлебный точильщик интенсивно летит на свет, скапливается на окнах. В отличие от мебельного точильщика этот вредитель в чистой древесине не развивается. В средней полосе он дает до трех поколений в год.
Рекомендуется в целях предохранения гербария от вредителей завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор).
Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, следует обработать в дезинфекционной камере тем же препаратом "Антимоль".
262. Заражение притворяшками обычно связано с близко расположенными продуктовыми складами.
При заражении хранилищ притворяшками весной перед открытием окон полки, на которых хранятся зараженные предметы, ближайшие окна, стены и пол под окнами, полками или шкафами обрабатываются долго действующими контактными инсектицидами. Обработку повторяют в следующий сезон.
263. Представляет опасность комнатная муха, оставляющая "засиды" на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит в течение недели. Появление комнатных мух указывает на плохое санитарное состояние помещений или наличие остатков пищи.
Другие виды мух, залетающие осенью на зимовку, опасны как питательная среда (после их гибели) для развития кожеедов и притворяшек.
264. При заражении помещений тараканами и блохами следует обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.
265. К числу предохранительных мер от всех вредителей, помимо точного соблюдения температурно - влажностного режима, относятся хорошо закрывающиеся витрины, шкафы, ящики и т.п., а также тщательная предварительная дезинфекция каждого нового объекта, вносимого в музей извне.
266. Все инсектициды, употребляемые для уничтожения биологических вредителей, в той или иной степени опасны для человека. При работе с ними необходимо соблюдать меры личной безопасности: работать в спецодежде, резиновых перчатках (проверенных перед обработкой), нос и рот защищать от попадания капель растворов респиратором или свободной марлевой повязкой с ватной прокладкой, глаза - очками, волосы закрыть платком. Подобная обработка может производиться только опытными специалистами.
Предметы, обработанные "Древотоксом", растворами ДДТ или ПХФН, следует брать в перчатках. При перемещении таких предметов незащищенными руками и после работы с инсектицидами следует немедленно вымыть с мылом руки и лицо.
Организация хранения
различных материалов в одном помещении
(комплексное хранение)
267. При необходимости хранения разного рода материалов в одном помещении хранитель должен, по возможности, разделить предметы из разных материалов по разным местам хранения (шкафам, стеллажам и пр.). Недопустимо, например, совместное хранение (в одном шкафу или на одной полке) предметов из керамики и из металлов, мелких и очень крупных, хрупких и очень тяжелых, материалов, требующих разных режимов освещенности, влажности и т.п.
268. Характер оборудования запасника зависит от помещаемых в него материалов и соответствует указанному в предыдущих разделах.
269. В хранилищах комплексного хранения температурно - влажностный режим должен быть аналогичен режиму, указанному для комплексных экспозиций (т.е. 50 - 65% относительной влажности воздуха).
270. При нахождении в помещении предметов из свинца и олова температура воздуха в запаснике не должна быть ниже +18° C.
271. Система освещения запасника должна быть рассчитана на два режима: обычный рабочий режим (освещенность 50 - 75 люкс) и режим для осмотра сохранности предметов (150 люкс).
272. Все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы, произведения, выполненные с применением нестойких красок, и т.д.) должны быть размещены в закрытом светонепроницаемом оборудовании.
273. В случае, если температурно - влажностный режим помещения имеет отклонения в сторону повышенной или пониженной влажности, необходимо соблюдать следующие правила:
- при пониженной влажности в запаснике необходимо использовать средства общего увлажнения помещения;
- при повышенной влажности в помещениях недопустима установка плотно закрытых шкафов вплотную к стенам. Минимальное расстояние между стеной и оборудованием должно составлять 10 - 15 см.
По окончании рабочего времени целесообразно шкафы оставлять на ночь открытыми, а полки и лотки - выдвинутыми.
Во время осмотров состояния сохранности особенное внимание необходимо уделять предметам из кожи, пастелям, фотографическим и бумажным материалам, а также изделиям из черных и цветных металлов и археологическому стеклу.
Уважаемые коллеги!
Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева приглашает вас принять участие в проекте «Музей в библиотеке». Цель
проекта − создание активного интернет-пространства, объединяющего специалистов в области мемориальной и музейной деятельности в библиотеках России и ближнего зарубежья для обмена опытом и оперативного обсуждения профессиональных проблем.
В блоге «Музей в библиотеке» мы предлагаем обмениваться опытом по организации библиотечных музеев, созданию музейных коллекций, проведению профессиональных мероприятий. Большое внимание в проекте предполагается уделять мемориальной работе, в том числе теме истории библиотек. Для этого мы предлагаем участникам проекта публиковать в блоге материалы по истории библиотек, их сотрудников и читателей.
Блог предоставляет всем его участникам возможность оставлять свои комментарии и отзывы, что, как мы надеемся, создаст виртуальное поле для продуктивного общения.
Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева приглашает вас принять участие в проекте «Музей в библиотеке». Цель
проекта − создание активного интернет-пространства, объединяющего специалистов в области мемориальной и музейной деятельности в библиотеках России и ближнего зарубежья для обмена опытом и оперативного обсуждения профессиональных проблем.
В блоге «Музей в библиотеке» мы предлагаем обмениваться опытом по организации библиотечных музеев, созданию музейных коллекций, проведению профессиональных мероприятий. Большое внимание в проекте предполагается уделять мемориальной работе, в том числе теме истории библиотек. Для этого мы предлагаем участникам проекта публиковать в блоге материалы по истории библиотек, их сотрудников и читателей.
Блог предоставляет всем его участникам возможность оставлять свои комментарии и отзывы, что, как мы надеемся, создаст виртуальное поле для продуктивного общения.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий