МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР
ПРИКАЗ
от 17 июля 1985 г. N 290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ
МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУЗЕЯХ СССР
1. Утвердить Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, и ввести ее в действие с 1 октября 1985 года.
2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры.
3. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев (т. Родимцевой И.А.) и изобразительных искусств и охраны памятников (т. Попову Г.П.) осуществлять постоянный контроль за обеспечением учета и хранения музейных фондов в соответствии с утвержденной Инструкцией.
4. Признать утратившими силу Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных), утвержденную Министерством культуры СССР, и Приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 г. N 754 "О введении в действие Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР".
Заместитель Министра
Т.В.ГОЛУБЦОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР
I. Общие положения
Порядок учетно - хранительской работы
1. Государственные музеи СССР являются основными хранилищами памятников материальной и духовной культуры, а также естественной истории, входящих в состав музейного фонда СССР, и обязаны обеспечивать их учет и полную сохранность.
Настоящая Инструкция определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.
2. На основе данной Инструкции и с учетом других нормативных документов руководство музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей: хранение их в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, прием и выдачу в постоянное или временное пользование, реставрационные осмотры, охрану, дежурства, опломбирование и опечатывание помещений, хранение ключей, права и обязанности хранителей, научных сотрудников, реставраторов, смотрителей залов. Пожарная и сторожевая охрана определяется в установленном порядке.
3. Директор музея, реставрационного или выставочного учреждения несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения музейных ценностей, за их полную сохранность, за состояние учета, научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение их охраны в дневное и ночное время, а также за противопожарное состояние музея (учреждения).
4. Наряду с директором ответственность за целость и сохранность музейных ценностей, за состояние и правильную постановку их учета, консервации и реставрации несет главный хранитель (в некоторых музеях - заместитель директора по учету и хранению). При отсутствии в штате музея главного хранителя ответственность за эту работу несет заведующий фондами или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя или заведующего фондами.
Примечание. В музеях, где главный хранитель (зав. фондами) является одновременно и хранителем музейных ценностей, он несет в установленном порядке также материальную ответственность за сохранность находящихся на его хранении собраний.
5. Заместитель директора по научной части несет ответственность за комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. В музеях, где нет заместителя директора по научной части, ответственность за данную работу непосредственно несет директор.
6. Заместитель директора по административно - хозяйственной части, а в крупных музеях и заместитель директора по капитальному строительству несут ответственность за обеспечение нормального температурно - влажностного и биологического режима в помещении музея, состояние санитарно - технического и электротехнического хозяйства, сторожевую охрану, своевременный ремонт здания, снабжение учетно - хранительской и реставрационной служб необходимыми материалами.
Все работы по обеспечению и улучшению условий хранения музейных ценностей заместитель директора по административно - хозяйственной части обязан выполнять под руководством директора и согласовывать с главным хранителем, а в отсутствие последнего - с замещающим его лицом.
7. В музеях, где хранение музейных ценностей осуществляется по отделам, заведующий отделом, наряду с главным хранителем, несет ответственность за их целость и полную сохранность, правильный учет, хранение и экспонирование, консервацию и реставрацию.
Права и обязанности главного хранителя
8. Главный хранитель (или зав. фондами) музея осуществляет руководство работой по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей и контролирует ее проведение непосредственно или через соответствующих заведующих отделами. Он также контролирует допуск лиц в хранилище фондов и обеспечивает соблюдение установленных правил использования музейных ценностей, ведет ключевое хозяйство.
9. Главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается в музеях союзного подчинения Министерством культуры СССР, в музеях республиканского подчинения - министерствами культуры союзных и автономных республик, в музеях областного, краевого, районного и т.д. подчинения - соответствующими управлениями и отделами культуры согласно подчиненности. В государственных музеях других министерств и ведомств главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается вышестоящим органом.
10. Прием и сдача дел при назначении или освобождении главного хранителя (или зав. фондами) производятся по актам, фиксирующим наличие и сохранность музейных фондов, состояние учета и хранения, инженерно - техническое состояние помещений и оборудования хранилищ, экспозиционных залов и реставрационных мастерских, характер температурно - влажностного и светового режима на день составления акта.
11. На время отпуска, болезни или другие периоды временного отсутствия главного хранителя (или зав. фондами) его права и обязанности возлагаются на другого работника, назначаемого специальным приказом по музею.
12. Главный хранитель (или зав. фондами) подчинен непосредственно директору музея и является по своим правам и обязанностям его заместителем в области учетно - хранительской работы.
13. Все документы, переписка, отчеты, планы учетно - хранительского и реставрационного характера, а также документы, непосредственно связанные с передвижением музейных фондов (прием и выдача, передача из отдела в отдел и т.д.), должны визироваться главным хранителем (зав. фондами) или подписываться им.
14. Указания и распоряжения главного хранителя (зав. фондами) в области учета, хранения и организации реставрационной работы обязательны для всех сотрудников музея.
15. Назначения, увольнения и перемещения работников учета, хранения и реставрации, а также внутренней охраны и смотрителей залов должны производиться только по согласованию с главным хранителем (зав. фондами).
16. Главный хранитель (зав. фондами) обязан обеспечить:
а) правильный учет всех фондов музея в полном соответствии с настоящей Инструкцией;
б) принятие мер к хранению музейных ценностей в условиях, гарантирующих их от порчи и хищения;
в) правильное ведение и хранение всех документов учетно - хранительского порядка;
г) своевременную разработку внутримузейных инструкций, определяющих строгий порядок работ в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей и ответственность каждого хранителя и работника внутренней охраны за вверенный участок учетно - хранительской работы;
д) контроль за правильной работой заведующих отделами, хранителей и других сотрудников в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей, их упаковки для транспортировки;
е) периодическую комиссионную проверку знания хранителями инструкций по учету и хранению музейных ценностей.
17. В случае получения распоряжения директора, противоречащего настоящей Инструкции, главный хранитель (зав. фондами) до выполнения его должен поставить в известность директора в письменной форме о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении директором в письменной форме распоряжения главный хранитель обязан немедленно сообщить об этом Министерству культуры СССР или министерству культуры союзной республики по подчиненности музея (в государственных музеях других министерств и ведомств - вышестоящим органам).
18. Сотрудники, допустившие утрату, хищение или повреждение музейных ценностей, а также нарушение противопожарных правил и режима, привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности и несут материальную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
19. Обо всех случаях хищения, повреждения или заболевания музейных предметов директор и главный хранитель (зав. фондами) обязаны немедленно сообщать в Министерство культуры СССР, министерство культуры союзной, автономной республик и местные органы культуры в соответствии с подчиненностью в устной, а затем и в письменной форме, с подробным изложением всех обстоятельств происшествия.
О случаях хищения должны быть поставлены немедленно в известность следственные органы в целях принятия срочных мер по розыску похищенных предметов.
20. Во всех случаях повреждений или серьезных заболеваний музейных предметов музей обязан немедленно составить дефектный акт, в котором точно зафиксировать степень повреждения или заболевания предмета, причину и обстоятельства повреждения (к дефектному акту прилагается фотография поврежденного предмета).
Музей обязан также принять в установленном порядке меры к восстановлению и реставрации предмета и устранению причины заболеваний. При повреждении предмета музей должен обеспечить сохранность всех его, даже самых незначительных, частей (частицы красочного слоя произведений живописи, осколки скульптуры, фарфора, детали мебели, фрагменты шитья, обрывки бумаги и пр.) и передать их реставрационной мастерской одновременно с передачей предмета для реставрации.
21. Во всех музеях должен быть установлен тщательный контроль за состоянием особо выдающихся памятников материальной и духовной культуры, естественной истории. На эти памятники должны быть заведены индивидуальные дела, в которых сосредоточивается вся документация, связанная с изменением состояния сохранности предмета и его реставрацией. В случае заболевания или повреждения такого памятника копия дефектного акта вместе с объяснительной запиской и фотографией поврежденного предмета немедленно направляется в Министерство культуры СССР и министерство культуры союзной республики в соответствии с подчиненностью музея (по музеям других министерств, ведомств - вышестоящим органам).
Реставрацию особо выдающихся музейных ценностей, кроме самых простейших консервационных работ, допускается производить только с разрешения Министерства культуры СССР и при наличии заключения комиссии в составе авторитетных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей квалификации.
Права и обязанности хранителя и других сотрудников,
выполняющих функции по хранению
22. Учет и хранение музейных ценностей осуществляют хранители фондов и экспозиций музея.
В музеях, в штатах которых отсутствуют хранители отделов фондов, их обязанности и обязанности хранителей экспозиции возлагаются директором на научных сотрудников отделов.
Обязанности хранителя возлагаются также на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты выставки.
23. Хранители назначаются и освобождаются приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующими соответствующими отделами (при наличии их в структуре музея).
24. Хранителями музейных фондов могут быть назначены лица, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительной работы не менее 3 месяцев.
25. Хранители непосредственно или через заведующих соответствующими отделами (если хранение фондов осуществляется по отделам) подчиняются главному хранителю (зав. фондами).
26. Хранители музейных ценностей из драгоценных металлов и камней утверждаются по представлению директора вышестоящими органами по подчиненности музея.
27. Хранители отвечают в установленном законом порядке за музейные ценности, находящиеся на их хранении, за правильный их учет и сохранность от повреждений и хищения.
28. При увольнении или переходе хранителя на другую работу в данном музее дирекция обязана обеспечить своевременную передачу находящихся на его хранении музейных ценностей новому работнику, а в случае невозможности этого - специально созданной комиссии.
29. В соответствии с должностными обязанностями хранители проводят следующую работу:
а) ведут строгий учет находящихся на их материально ответственном хранении музейных ценностей;
б) хранят их в условиях, обеспечивающих сохранность от порчи и хищения.
30. Для этих целей хранители обязаны:
а) проводить прием фондов на материально ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых предметов и указанием состояния их сохранности в момент приема.
Акты приема на материально ответственное хранение утверждаются директором. Один экземпляр акта под расписку в книге регистрации выдается хранителю, второй поступает в отдел учета (там, где такого отдела нет, - к главному хранителю или директору), третий - в дело данного хранителя, которое находится у главного хранителя;
б) вести учет и периодически проверять наличие хранимых ими музейных предметов;
в) обеспечить их своевременную научную инвентаризацию;
г) распределять предметы по местам хранения в фондах по определенной системе и составлять топографические описи, научно - справочные картотеки и книжки хранителя;
д) принимать меры к обеспечению хранилищ и экспозиции музейным оборудованием (стеллажи, стенды, витрины, шкафы и т.д.), отвечающим правилам хранения музейных ценностей;
е) следить за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п., запирать и пломбировать их своей печатью;
ж) следить за состоянием экспозиционных залов и хранилищ, запирать и пломбировать их по окончании работ в соответствии с установленным в музее внутренним распорядком, в случае отсутствия в этих помещениях круглосуточной охраны следить за соблюдением противопожарных правил.
Примечания. 1. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав. фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия.
2. Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи экспонатов может быть поручено дежурному научному сотруднику по музею. График дежурств утверждается директором или главным хранителем (зав. фондами).
з) в случае обнаружения каких-либо недостатков в экспозиционных залах и хранилищах или в музейном оборудовании, ведущих к нарушению правил хранения музейных предметов, немедленно сообщать об этом заведующему отделом, главному хранителю (зав. фондами), заместителю директора по административно - хозяйственной части и директору;
и) контролировать допуск посетителей в хранилища и следить за строгим соблюдением ими установленных музейных правил, вести журнал регистрации посетителей хранилищ, не допускать в хранилища посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора или главного хранителя;
к) наблюдать за правильной, отвечающей музейным требованиям, уборкой помещений. Регулярно проводить занятия с музейными служителями по охране и уборке вверенных им помещений;
л) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности музейных предметов и участвовать в реставрационных осмотрах;
м) вести журналы по консервации музейных предметов и картотеку сохранности, в которой фиксировать результаты их осмотров хранителями и реставраторами. Каждая новая запись должна иметь точную дату и подпись хранителя;
н) вести книгу (или сводку) ежедневных записей показателей температурно - влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах (два раза в день, в одни и те же часы - утром и вечером), а также составлять ежемесячно график колебаний температуры и влажности;
о) немедленно доводить до сведения заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях повреждений, заболеваний музейных предметов, отклонений температурно - влажностного и светового режимов от установленных норм и принимать меры к их устранению, а также проведению реставрационно - профилактических мероприятий;
п) немедленно ставить в известность заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях пропажи и хищения музейных предметов;
р) принимать меры к немедленному актированию всех случаев пропажи, хищения и повреждения музейных предметов, точно фиксируя обстоятельства, при которых эти случаи произошли. К акту прилагается фотография похищенного или поврежденного музейного предмета, а при отсутствии фотографии - точная выписка из инвентарной книги;
с) дважды в году представлять главному хранителю (зав. фондами) или в отдел учета сводку о движении фондов, находящихся в его хранении.
31. Хранитель имеет право:
а) требовать от администрации создания условий, необходимых для правильного хранения фондов, гарантирующих их от порчи и хищения;
б) пломбировать или опечатывать места хранения своим пломбиром или своей печатью. Снятие пломбы или печати хранителя другим лицом запрещается;
в) приостанавливать действия экспертов или реставраторов в случае угрозы сохранности предметов.
32. В случае длительного отсутствия хранителя заменяющее его лицо назначается по согласованию с главным хранителем приказом по музею с соответствующим оформлением передачи музейных ценностей.
33. В тех музеях, где имеются отделы учета (сектор), зав. отделом учета:
а) обеспечивает сохранность и строгий порядок ведения всей учетно - хранительской документации музея;
б) отвечает за своевременную регистрацию всех поступлений музея;
в) ведет контроль за своевременным возвратом всех предметов, выданных или принятых во временное пользование;
г) участвует в комиссиях по сверке наличия фондов;
д) контролирует сохранность и правильное ведение учетной документации, находящейся у хранителей и реставраторов.
В обязанности отдела учета не входит непосредственное хранение музейных фондов.
Организация работы по консервации и реставрации
музейных ценностей
34. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры СССР, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.
35. В музеях, имеющих реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов, должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учетно - хранительской) части музея или главным хранителем.
Положение о реставрационном совете и состав реставрационного совета утверждается директором музея по представлению заместителя директора по научной части, главного хранителя и заведующего реставрационной мастерской музея.
Реставрационные советы являются совещательным органом. Их задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составление заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п.
36. В крупных музеях совет может организовать из состава своих членов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям. Эти комиссии или секции определяют задания по реставрации отдельных памятников, наблюдают за ходом реставрационных работ и принимают работы, выполненные реставратором.
Указания реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для работников реставрационных мастерских. Все спорные вопросы решает совет по реставрации и консервации.
Протоколы реставрационного совета, а также его комиссий и секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.
Решения советов по реставрации и консервации входят в силу после их утверждения директорами музея.
37. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей, создается расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно - исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.
Персональный состав расширенных реставрационных советов утверждается вышестоящей организацией по подчиненности музея или реставрационного учреждения.
38. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, подлежат рассмотрению на заседании расширенного реставрационного совета.
В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.
39. Консервация или реставрация музейных ценностей может производиться только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР или в реставрационных мастерских одного из центральных музеев СССР и рекомендованных ими для практического применения.
40. Введение в практику новых реставрационных методов и материалов должно быть научно обосновано, они должны пройти необходимую практическую проверку и до их применения для консервации или реставрации музейных ценностей одобрены на ученом совете одного из центральных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР.
41. Реставрационные работы, связанные с освобождением памятника истории и культуры от позднейших наслоений и дополнений или с иными изменениями его внешнего вида, а также его существенных конструктивных деталей и т.п., допускаются только при условии обеспечения необходимого предварительного всестороннего исследования памятника (рентгенографирования, исследования и фотографирования в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химических анализов проб грунта, красителей, связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).
42. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны вести строгий документальный учет (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых ими реставрационных работ. Документация о состоянии музейных предметов и произведенных реставрационных процессах (протокол и паспорт) подписывается реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные, сложные реставрации должны обязательно сопровождаться фотографированием музейного предмета до реставрации, в процессе реставрации и после ее окончания.
Фотоснимки должны полностью отражать проделанную работу и все существенные изменения памятника, в том числе давать полное представление об удаленных слоях записи и т.п.
43. Протоколы, акты, фотографии и другие документы, фиксирующие состояние реставрируемых музейных предметов и их реставрацию, должны регистрироваться в специальных книгах регистрации документов реставрационных работ. Каждый протокол, акт и другие документы должны иметь дату и порядковый номер и подшиваться в специальное дело протоколов и актов реставрации музейных предметов.
44. В музеях, имеющих реставрационные отделы (мастерские), их заведующие подчиняются главному хранителю (или заместителю директора по учету и хранению).
45. Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определенные отрезки времени (месяц, квартал, год), причем очередность реставрации музейных предметов устанавливается с учетом их состояния и музейной значимости. Годовой план реставрации утверждается в установленном порядке. Квартальные и месячные планы реставрационных работ составляются на основе утвержденного годового плана.
46. Заведующий реставрационным отделом музея составляет заявки на материалы, инструменты и оборудование для реставрационных работ.
47. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически производить осмотр музейных предметов, обращая при этом особое внимание на больные памятники, а также на музейные предметы из свето-, термо-, влагонестойких материалов (бумага, дерево, ткань, воск и т.п.).
При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах, картотеке или журналах.
Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при этом определяются и фиксируются причины их появления, определяются меры к их устранению, устанавливаются характер и очередность (сроки) реставрационных работ.
Календарные планы осмотра музейных предметов составляются с учетом их специфики и условий хранения и с таким расчетом, чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.
Примечание. В музеях, где штатные реставраторы отсутствуют, систематические (не реже одного раза в год) осмотры состояния сохранности должны проводиться комиссиями в составе: заведующего отделом (в соответствии с характером материала, подлежащего осмотру), материально ответственного хранителя данного материала, с обязательным участием главного хранителя (зав. фондами), а в особо сложных случаях и директора.
48. Реставрационные отделы (мастерские) обязаны ставить в известность главного хранителя о случаях обнаружения порчи или неправильного хранения музейных предметов.
49. Заведующие реставрационными отделами, а также отдельные штатные реставраторы несут ответственность за несвоевременное принятие реставрационных мер, результатом чего явилась порча или гибель памятника.
50. Прием музейных предметов реставрационными мастерскими от отделов в реставрацию и сдача их после реставрации должны производиться по актам о приеме - сдаче с подробным указанием в них: при приеме - повреждений музейного предмета, требующих реставрационного вмешательства, при сдаче - произведенных реставрационных работ по данному предмету со ссылкой на номер и дату реставрационного протокола.
Акты передачи должны иметь визу главного хранителя (зав. фондами) или утверждаться им.
51. Учет и хранение музейных предметов в реставрационных мастерских музея и других реставрационных учреждениях Министерства культуры СССР осуществляются на основе настоящей Инструкции.
52. К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в музеях, реставрационных мастерских и других реставрационных организациях могут быть допущены только лица, имеющие соответствующую специальную подготовку (прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных курсах или стажирование в ведущих реставрационных организациях страны) и аттестованные в установленном порядке.
53. Реставратор, не прошедший соответствующей аттестации, может быть допущен к самостоятельному выполнению консервационно - реставрационных работ только на основании письменной рекомендации одного из ведущих реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР, где этот реставратор проходил обучение или стажирование.
Конкретный перечень работ, поручаемых такому реставратору дирекцией музея, не должен выходить за пределы упомянутой рекомендации.
Руководители и сотрудники специализированного реставрационного учреждения, рекомендовавшие поручить реставратору самостоятельное выполнение реставрационной работы, несут ответственность за свою рекомендацию при условии ее неуклонного выполнения как самим реставратором, так и администрацией музея.
54. Реставраторам, имеющим профессиональные знания и практический опыт, необходимый для самостоятельного выполнения работ по реставрации, решением комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР присваивается квалификационная категория.
55. Конкретный перечень работ по реставрации музейных ценностей, которые могут быть поручены реставратору для самостоятельного выполнения, определяется присвоенной ему квалификационной категорией и квалификационными характеристиками художников - реставраторов, утвержденными Приказом Министерства культуры СССР от 20 февраля 1973 г. N 114.
56. Дирекция музея или реставрационного учреждения не имеет права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ, чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой, установленной при аттестации или рекомендацией, полученной в соответствии с п. 53 настоящей Инструкции после очередного стажирования.
57. В музеях, имеющих в своем штате аттестованных художников - реставраторов высшей квалификации и I категории, на последних может быть возложено руководство работой менее квалифицированных и неаттестованных реставраторов, работающих в музее по той же специальности.
58. Конкретный характер консервационно - реставрационных работ, поручаемых реставраторам музея под руководством аттестованного художника - реставратора высшей квалификации или I категории, устанавливается по согласованию с последним и в пределах его компетенции. Все работы, проводимые под руководством художника - реставратора высшей квалификации или I категории, выполняются под его непосредственным наблюдением и под его личную ответственность.
59. Художник - реставратор высшей квалификации или I категории имеет право отказаться от руководства работой неквалифицированного исполнителя в случае недостаточной профессиональной подготовки последнего или проявления им недобросовестного отношения к поручаемой работе и музейным ценностям.
60. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работы может проводиться только на учебном материале, не имеющем музейного значения. Выполнение консервационно - реставрационных работ на музейных предметах, представляющих историческую или художественную ценность, допускается только после приобретения реставратором необходимого опыта.
61. На каждый реставрируемый музейный предмет реставратор составляет проект реставрационного задания с указанием всех операций (процессов) в их последовательности, рецептур и материалов. Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается директором.
Примечание. Экстренные противоаварийные консервационные работы, проводимые по утвержденной технологии и с установленной документальной фиксацией, могут осуществляться по согласованию с главным хранителем музея без предварительного задания, но с последующим отчетом на реставрационном совете музея.
62. Реставратор несет персональную ответственность:
- за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями);
- за самовольное или некачественное выполнение работ по консервации и реставрации музейных предметов;
- за применение непроверенных и нерекомендованных методов и реставрационных материалов;
- за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов;
- за плохое документирование консервационно - реставрационных работ;
- за несоблюдение правил противопожарной безопасности в своей работе и в помещении реставрационной мастерской.
63. Реставратор музея:
- руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т.д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично;
- участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предметов, и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение;
- принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. В случае, если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете;
- оказывает помощь в работе комиссиям, прибывшим в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов.
64. Реставратор обязан систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.
65. Реставратор имеет право ходатайствовать о присвоении ему очередной квалификационной категории при достижении стажа практической работы и опыта в реставрации, предусмотренных положением о комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.
66. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана обсудить ходатайство реставратора на заседании реставрационного совета и при наличии его положительного решения представить в комиссию по аттестации реставраторов необходимые документы и материалы для присвоения реставратору очередной квалификации.
67. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана:
- обеспечить реставратору необходимые для его работы условия труда (помещение, оснащение, оборудование, материалы, технику безопасности);
- в установленные сроки направлять реставратора на плановое стажирование в центральные реставрационные организации.
68. В случае установления низкого уровня проведения реставратором консервационных и реставрационных работ дирекция музея или реставрационного учреждения обязана сообщить об этом комиссии по аттестации реставраторов и имеет право обсудить на реставрационном совете и перед комиссией по аттестации вопрос о пересмотре квалификации реставратора.
69. При нанесении музейному предмету ущерба по вине реставратора последний несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
70. В музеях, не имеющих штатных реставраторов, категорически запрещается производить какую-либо реставрацию музейных ценностей силами сотрудников музея или частных лиц, не имеющих специального письменного разрешения Министерства культуры СССР и союзных республик в соответствии с подчиненностью музея.
Выполнение консервационных или реставрационных работ приглашенными специалистами по договорам, трудовым соглашениям и т.п. или учреждениями и организациями, не входящими в систему Министерства культуры СССР, может быть допущено только по особому в каждом отдельном случае разрешению Министерства культуры СССР или министерства культуры союзной республики согласно подчиненности музея.
71. Все необходимые работы по реставрации музейных ценностей в музеях, не имеющих своих реставрационных мастерских, производятся в плановом порядке, по заявкам музеев Всероссийским художественным научно - реставрационным центром им. И.Э. Грабаря, Всесоюзным научно - исследовательским институтом реставрации или в республиканских научно - реставрационных мастерских, имеющих санкцию Министерства культуры СССР или министерств культуры союзных республик.
72. На все памятники истории и культуры, нуждающиеся в неотложной реставрации, музеи, не имеющие своих реставрационных мастерских, обязаны составлять списки с указанием автора, названия, размеров, материалов, техники исполнения, а также характера повреждения или заболевания памятника и направлять эти списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные учреждения или республиканские реставрационные мастерские.
73. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные или республиканские реставрационные мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и по разрешению директора музея на срок не более двух лет.
Выдача оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.
Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам запрещается.
74. При возврате музейного предмета из реставрационных мастерских последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных документов: выписки из протоколов реставрационных советов, копии реставрационных протоколов (паспортов), заключения о физических и химических методах исследования, дубликаты негативов и фотоотпечатков, зафиксировавших реставрационный процесс, и т.п.
ПРИКАЗ
от 17 июля 1985 г. N 290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ
МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУЗЕЯХ СССР
1. Утвердить Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, и ввести ее в действие с 1 октября 1985 года.
2. Министерствам культуры союзных республик довести настоящую Инструкцию до всех подведомственных музеев и органов культуры.
3. Министерствам культуры союзных республик, управлениям музеев (т. Родимцевой И.А.) и изобразительных искусств и охраны памятников (т. Попову Г.П.) осуществлять постоянный контроль за обеспечением учета и хранения музейных фондов в соответствии с утвержденной Инструкцией.
4. Признать утратившими силу Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных), утвержденную Министерством культуры СССР, и Приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 г. N 754 "О введении в действие Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР".
Заместитель Министра
Т.В.ГОЛУБЦОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР
I. Общие положения
Порядок учетно - хранительской работы
1. Государственные музеи СССР являются основными хранилищами памятников материальной и духовной культуры, а также естественной истории, входящих в состав музейного фонда СССР, и обязаны обеспечивать их учет и полную сохранность.
Настоящая Инструкция определяет порядок и основные формы учета, методы хранения и реставрации музейных ценностей.
2. На основе данной Инструкции и с учетом других нормативных документов руководство музея, реставрационного или выставочного учреждения обязано разработать собственную инструкцию, определяющую внутренний порядок учета, хранения и реставрации музейных ценностей: хранение их в запасниках, в постоянной экспозиции и на выставках, прием и выдачу в постоянное или временное пользование, реставрационные осмотры, охрану, дежурства, опломбирование и опечатывание помещений, хранение ключей, права и обязанности хранителей, научных сотрудников, реставраторов, смотрителей залов. Пожарная и сторожевая охрана определяется в установленном порядке.
3. Директор музея, реставрационного или выставочного учреждения несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения музейных ценностей, за их полную сохранность, за состояние учета, научную инвентаризацию, реставрацию и консервацию, за обеспечение их охраны в дневное и ночное время, а также за противопожарное состояние музея (учреждения).
4. Наряду с директором ответственность за целость и сохранность музейных ценностей, за состояние и правильную постановку их учета, консервации и реставрации несет главный хранитель (в некоторых музеях - заместитель директора по учету и хранению). При отсутствии в штате музея главного хранителя ответственность за эту работу несет заведующий фондами или научный сотрудник, на которого приказом директора возложены обязанности хранителя или заведующего фондами.
Примечание. В музеях, где главный хранитель (зав. фондами) является одновременно и хранителем музейных ценностей, он несет в установленном порядке также материальную ответственность за сохранность находящихся на его хранении собраний.
5. Заместитель директора по научной части несет ответственность за комплектование фондов, надлежащее качество научной инвентаризации. В музеях, где нет заместителя директора по научной части, ответственность за данную работу непосредственно несет директор.
6. Заместитель директора по административно - хозяйственной части, а в крупных музеях и заместитель директора по капитальному строительству несут ответственность за обеспечение нормального температурно - влажностного и биологического режима в помещении музея, состояние санитарно - технического и электротехнического хозяйства, сторожевую охрану, своевременный ремонт здания, снабжение учетно - хранительской и реставрационной служб необходимыми материалами.
Все работы по обеспечению и улучшению условий хранения музейных ценностей заместитель директора по административно - хозяйственной части обязан выполнять под руководством директора и согласовывать с главным хранителем, а в отсутствие последнего - с замещающим его лицом.
7. В музеях, где хранение музейных ценностей осуществляется по отделам, заведующий отделом, наряду с главным хранителем, несет ответственность за их целость и полную сохранность, правильный учет, хранение и экспонирование, консервацию и реставрацию.
Права и обязанности главного хранителя
8. Главный хранитель (или зав. фондами) музея осуществляет руководство работой по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей и контролирует ее проведение непосредственно или через соответствующих заведующих отделами. Он также контролирует допуск лиц в хранилище фондов и обеспечивает соблюдение установленных правил использования музейных ценностей, ведет ключевое хозяйство.
9. Главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается в музеях союзного подчинения Министерством культуры СССР, в музеях республиканского подчинения - министерствами культуры союзных и автономных республик, в музеях областного, краевого, районного и т.д. подчинения - соответствующими управлениями и отделами культуры согласно подчиненности. В государственных музеях других министерств и ведомств главный хранитель (или зав. фондами) назначается и освобождается вышестоящим органом.
10. Прием и сдача дел при назначении или освобождении главного хранителя (или зав. фондами) производятся по актам, фиксирующим наличие и сохранность музейных фондов, состояние учета и хранения, инженерно - техническое состояние помещений и оборудования хранилищ, экспозиционных залов и реставрационных мастерских, характер температурно - влажностного и светового режима на день составления акта.
11. На время отпуска, болезни или другие периоды временного отсутствия главного хранителя (или зав. фондами) его права и обязанности возлагаются на другого работника, назначаемого специальным приказом по музею.
12. Главный хранитель (или зав. фондами) подчинен непосредственно директору музея и является по своим правам и обязанностям его заместителем в области учетно - хранительской работы.
13. Все документы, переписка, отчеты, планы учетно - хранительского и реставрационного характера, а также документы, непосредственно связанные с передвижением музейных фондов (прием и выдача, передача из отдела в отдел и т.д.), должны визироваться главным хранителем (зав. фондами) или подписываться им.
14. Указания и распоряжения главного хранителя (зав. фондами) в области учета, хранения и организации реставрационной работы обязательны для всех сотрудников музея.
15. Назначения, увольнения и перемещения работников учета, хранения и реставрации, а также внутренней охраны и смотрителей залов должны производиться только по согласованию с главным хранителем (зав. фондами).
16. Главный хранитель (зав. фондами) обязан обеспечить:
а) правильный учет всех фондов музея в полном соответствии с настоящей Инструкцией;
б) принятие мер к хранению музейных ценностей в условиях, гарантирующих их от порчи и хищения;
в) правильное ведение и хранение всех документов учетно - хранительского порядка;
г) своевременную разработку внутримузейных инструкций, определяющих строгий порядок работ в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей и ответственность каждого хранителя и работника внутренней охраны за вверенный участок учетно - хранительской работы;
д) контроль за правильной работой заведующих отделами, хранителей и других сотрудников в области учета, хранения, реставрации и охраны музейных ценностей, их упаковки для транспортировки;
е) периодическую комиссионную проверку знания хранителями инструкций по учету и хранению музейных ценностей.
17. В случае получения распоряжения директора, противоречащего настоящей Инструкции, главный хранитель (зав. фондами) до выполнения его должен поставить в известность директора в письменной форме о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении директором в письменной форме распоряжения главный хранитель обязан немедленно сообщить об этом Министерству культуры СССР или министерству культуры союзной республики по подчиненности музея (в государственных музеях других министерств и ведомств - вышестоящим органам).
18. Сотрудники, допустившие утрату, хищение или повреждение музейных ценностей, а также нарушение противопожарных правил и режима, привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности и несут материальную ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
19. Обо всех случаях хищения, повреждения или заболевания музейных предметов директор и главный хранитель (зав. фондами) обязаны немедленно сообщать в Министерство культуры СССР, министерство культуры союзной, автономной республик и местные органы культуры в соответствии с подчиненностью в устной, а затем и в письменной форме, с подробным изложением всех обстоятельств происшествия.
О случаях хищения должны быть поставлены немедленно в известность следственные органы в целях принятия срочных мер по розыску похищенных предметов.
20. Во всех случаях повреждений или серьезных заболеваний музейных предметов музей обязан немедленно составить дефектный акт, в котором точно зафиксировать степень повреждения или заболевания предмета, причину и обстоятельства повреждения (к дефектному акту прилагается фотография поврежденного предмета).
Музей обязан также принять в установленном порядке меры к восстановлению и реставрации предмета и устранению причины заболеваний. При повреждении предмета музей должен обеспечить сохранность всех его, даже самых незначительных, частей (частицы красочного слоя произведений живописи, осколки скульптуры, фарфора, детали мебели, фрагменты шитья, обрывки бумаги и пр.) и передать их реставрационной мастерской одновременно с передачей предмета для реставрации.
21. Во всех музеях должен быть установлен тщательный контроль за состоянием особо выдающихся памятников материальной и духовной культуры, естественной истории. На эти памятники должны быть заведены индивидуальные дела, в которых сосредоточивается вся документация, связанная с изменением состояния сохранности предмета и его реставрацией. В случае заболевания или повреждения такого памятника копия дефектного акта вместе с объяснительной запиской и фотографией поврежденного предмета немедленно направляется в Министерство культуры СССР и министерство культуры союзной республики в соответствии с подчиненностью музея (по музеям других министерств, ведомств - вышестоящим органам).
Реставрацию особо выдающихся музейных ценностей, кроме самых простейших консервационных работ, допускается производить только с разрешения Министерства культуры СССР и при наличии заключения комиссии в составе авторитетных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей квалификации.
Права и обязанности хранителя и других сотрудников,
выполняющих функции по хранению
22. Учет и хранение музейных ценностей осуществляют хранители фондов и экспозиций музея.
В музеях, в штатах которых отсутствуют хранители отделов фондов, их обязанности и обязанности хранителей экспозиции возлагаются директором на научных сотрудников отделов.
Обязанности хранителя возлагаются также на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты выставки.
23. Хранители назначаются и освобождаются приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующими соответствующими отделами (при наличии их в структуре музея).
24. Хранителями музейных фондов могут быть назначены лица, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительной работы не менее 3 месяцев.
25. Хранители непосредственно или через заведующих соответствующими отделами (если хранение фондов осуществляется по отделам) подчиняются главному хранителю (зав. фондами).
26. Хранители музейных ценностей из драгоценных металлов и камней утверждаются по представлению директора вышестоящими органами по подчиненности музея.
27. Хранители отвечают в установленном законом порядке за музейные ценности, находящиеся на их хранении, за правильный их учет и сохранность от повреждений и хищения.
28. При увольнении или переходе хранителя на другую работу в данном музее дирекция обязана обеспечить своевременную передачу находящихся на его хранении музейных ценностей новому работнику, а в случае невозможности этого - специально созданной комиссии.
29. В соответствии с должностными обязанностями хранители проводят следующую работу:
а) ведут строгий учет находящихся на их материально ответственном хранении музейных ценностей;
б) хранят их в условиях, обеспечивающих сохранность от порчи и хищения.
30. Для этих целей хранители обязаны:
а) проводить прием фондов на материально ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых предметов и указанием состояния их сохранности в момент приема.
Акты приема на материально ответственное хранение утверждаются директором. Один экземпляр акта под расписку в книге регистрации выдается хранителю, второй поступает в отдел учета (там, где такого отдела нет, - к главному хранителю или директору), третий - в дело данного хранителя, которое находится у главного хранителя;
б) вести учет и периодически проверять наличие хранимых ими музейных предметов;
в) обеспечить их своевременную научную инвентаризацию;
г) распределять предметы по местам хранения в фондах по определенной системе и составлять топографические описи, научно - справочные картотеки и книжки хранителя;
д) принимать меры к обеспечению хранилищ и экспозиции музейным оборудованием (стеллажи, стенды, витрины, шкафы и т.д.), отвечающим правилам хранения музейных ценностей;
е) следить за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п., запирать и пломбировать их своей печатью;
ж) следить за состоянием экспозиционных залов и хранилищ, запирать и пломбировать их по окончании работ в соответствии с установленным в музее внутренним распорядком, в случае отсутствия в этих помещениях круглосуточной охраны следить за соблюдением противопожарных правил.
Примечания. 1. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав. фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия.
2. Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи экспонатов может быть поручено дежурному научному сотруднику по музею. График дежурств утверждается директором или главным хранителем (зав. фондами).
з) в случае обнаружения каких-либо недостатков в экспозиционных залах и хранилищах или в музейном оборудовании, ведущих к нарушению правил хранения музейных предметов, немедленно сообщать об этом заведующему отделом, главному хранителю (зав. фондами), заместителю директора по административно - хозяйственной части и директору;
и) контролировать допуск посетителей в хранилища и следить за строгим соблюдением ими установленных музейных правил, вести журнал регистрации посетителей хранилищ, не допускать в хранилища посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора или главного хранителя;
к) наблюдать за правильной, отвечающей музейным требованиям, уборкой помещений. Регулярно проводить занятия с музейными служителями по охране и уборке вверенных им помещений;
л) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности музейных предметов и участвовать в реставрационных осмотрах;
м) вести журналы по консервации музейных предметов и картотеку сохранности, в которой фиксировать результаты их осмотров хранителями и реставраторами. Каждая новая запись должна иметь точную дату и подпись хранителя;
н) вести книгу (или сводку) ежедневных записей показателей температурно - влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах (два раза в день, в одни и те же часы - утром и вечером), а также составлять ежемесячно график колебаний температуры и влажности;
о) немедленно доводить до сведения заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях повреждений, заболеваний музейных предметов, отклонений температурно - влажностного и светового режимов от установленных норм и принимать меры к их устранению, а также проведению реставрационно - профилактических мероприятий;
п) немедленно ставить в известность заведующего отделом, главного хранителя (зав. фондами) и директора о всех случаях пропажи и хищения музейных предметов;
р) принимать меры к немедленному актированию всех случаев пропажи, хищения и повреждения музейных предметов, точно фиксируя обстоятельства, при которых эти случаи произошли. К акту прилагается фотография похищенного или поврежденного музейного предмета, а при отсутствии фотографии - точная выписка из инвентарной книги;
с) дважды в году представлять главному хранителю (зав. фондами) или в отдел учета сводку о движении фондов, находящихся в его хранении.
31. Хранитель имеет право:
а) требовать от администрации создания условий, необходимых для правильного хранения фондов, гарантирующих их от порчи и хищения;
б) пломбировать или опечатывать места хранения своим пломбиром или своей печатью. Снятие пломбы или печати хранителя другим лицом запрещается;
в) приостанавливать действия экспертов или реставраторов в случае угрозы сохранности предметов.
32. В случае длительного отсутствия хранителя заменяющее его лицо назначается по согласованию с главным хранителем приказом по музею с соответствующим оформлением передачи музейных ценностей.
33. В тех музеях, где имеются отделы учета (сектор), зав. отделом учета:
а) обеспечивает сохранность и строгий порядок ведения всей учетно - хранительской документации музея;
б) отвечает за своевременную регистрацию всех поступлений музея;
в) ведет контроль за своевременным возвратом всех предметов, выданных или принятых во временное пользование;
г) участвует в комиссиях по сверке наличия фондов;
д) контролирует сохранность и правильное ведение учетной документации, находящейся у хранителей и реставраторов.
В обязанности отдела учета не входит непосредственное хранение музейных фондов.
Организация работы по консервации и реставрации
музейных ценностей
34. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры СССР, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.
35. В музеях, имеющих реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов, должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учетно - хранительской) части музея или главным хранителем.
Положение о реставрационном совете и состав реставрационного совета утверждается директором музея по представлению заместителя директора по научной части, главного хранителя и заведующего реставрационной мастерской музея.
Реставрационные советы являются совещательным органом. Их задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составление заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п.
36. В крупных музеях совет может организовать из состава своих членов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям. Эти комиссии или секции определяют задания по реставрации отдельных памятников, наблюдают за ходом реставрационных работ и принимают работы, выполненные реставратором.
Указания реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для работников реставрационных мастерских. Все спорные вопросы решает совет по реставрации и консервации.
Протоколы реставрационного совета, а также его комиссий и секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.
Решения советов по реставрации и консервации входят в силу после их утверждения директорами музея.
37. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей, создается расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно - исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.
Персональный состав расширенных реставрационных советов утверждается вышестоящей организацией по подчиненности музея или реставрационного учреждения.
38. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, подлежат рассмотрению на заседании расширенного реставрационного совета.
В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.
39. Консервация или реставрация музейных ценностей может производиться только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР или в реставрационных мастерских одного из центральных музеев СССР и рекомендованных ими для практического применения.
40. Введение в практику новых реставрационных методов и материалов должно быть научно обосновано, они должны пройти необходимую практическую проверку и до их применения для консервации или реставрации музейных ценностей одобрены на ученом совете одного из центральных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР.
41. Реставрационные работы, связанные с освобождением памятника истории и культуры от позднейших наслоений и дополнений или с иными изменениями его внешнего вида, а также его существенных конструктивных деталей и т.п., допускаются только при условии обеспечения необходимого предварительного всестороннего исследования памятника (рентгенографирования, исследования и фотографирования в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химических анализов проб грунта, красителей, связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).
42. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны вести строгий документальный учет (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых ими реставрационных работ. Документация о состоянии музейных предметов и произведенных реставрационных процессах (протокол и паспорт) подписывается реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные, сложные реставрации должны обязательно сопровождаться фотографированием музейного предмета до реставрации, в процессе реставрации и после ее окончания.
Фотоснимки должны полностью отражать проделанную работу и все существенные изменения памятника, в том числе давать полное представление об удаленных слоях записи и т.п.
43. Протоколы, акты, фотографии и другие документы, фиксирующие состояние реставрируемых музейных предметов и их реставрацию, должны регистрироваться в специальных книгах регистрации документов реставрационных работ. Каждый протокол, акт и другие документы должны иметь дату и порядковый номер и подшиваться в специальное дело протоколов и актов реставрации музейных предметов.
44. В музеях, имеющих реставрационные отделы (мастерские), их заведующие подчиняются главному хранителю (или заместителю директора по учету и хранению).
45. Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определенные отрезки времени (месяц, квартал, год), причем очередность реставрации музейных предметов устанавливается с учетом их состояния и музейной значимости. Годовой план реставрации утверждается в установленном порядке. Квартальные и месячные планы реставрационных работ составляются на основе утвержденного годового плана.
46. Заведующий реставрационным отделом музея составляет заявки на материалы, инструменты и оборудование для реставрационных работ.
47. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически производить осмотр музейных предметов, обращая при этом особое внимание на больные памятники, а также на музейные предметы из свето-, термо-, влагонестойких материалов (бумага, дерево, ткань, воск и т.п.).
При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах, картотеке или журналах.
Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при этом определяются и фиксируются причины их появления, определяются меры к их устранению, устанавливаются характер и очередность (сроки) реставрационных работ.
Календарные планы осмотра музейных предметов составляются с учетом их специфики и условий хранения и с таким расчетом, чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.
Примечание. В музеях, где штатные реставраторы отсутствуют, систематические (не реже одного раза в год) осмотры состояния сохранности должны проводиться комиссиями в составе: заведующего отделом (в соответствии с характером материала, подлежащего осмотру), материально ответственного хранителя данного материала, с обязательным участием главного хранителя (зав. фондами), а в особо сложных случаях и директора.
48. Реставрационные отделы (мастерские) обязаны ставить в известность главного хранителя о случаях обнаружения порчи или неправильного хранения музейных предметов.
49. Заведующие реставрационными отделами, а также отдельные штатные реставраторы несут ответственность за несвоевременное принятие реставрационных мер, результатом чего явилась порча или гибель памятника.
50. Прием музейных предметов реставрационными мастерскими от отделов в реставрацию и сдача их после реставрации должны производиться по актам о приеме - сдаче с подробным указанием в них: при приеме - повреждений музейного предмета, требующих реставрационного вмешательства, при сдаче - произведенных реставрационных работ по данному предмету со ссылкой на номер и дату реставрационного протокола.
Акты передачи должны иметь визу главного хранителя (зав. фондами) или утверждаться им.
51. Учет и хранение музейных предметов в реставрационных мастерских музея и других реставрационных учреждениях Министерства культуры СССР осуществляются на основе настоящей Инструкции.
52. К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в музеях, реставрационных мастерских и других реставрационных организациях могут быть допущены только лица, имеющие соответствующую специальную подготовку (прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных курсах или стажирование в ведущих реставрационных организациях страны) и аттестованные в установленном порядке.
53. Реставратор, не прошедший соответствующей аттестации, может быть допущен к самостоятельному выполнению консервационно - реставрационных работ только на основании письменной рекомендации одного из ведущих реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР, где этот реставратор проходил обучение или стажирование.
Конкретный перечень работ, поручаемых такому реставратору дирекцией музея, не должен выходить за пределы упомянутой рекомендации.
Руководители и сотрудники специализированного реставрационного учреждения, рекомендовавшие поручить реставратору самостоятельное выполнение реставрационной работы, несут ответственность за свою рекомендацию при условии ее неуклонного выполнения как самим реставратором, так и администрацией музея.
54. Реставраторам, имеющим профессиональные знания и практический опыт, необходимый для самостоятельного выполнения работ по реставрации, решением комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР присваивается квалификационная категория.
55. Конкретный перечень работ по реставрации музейных ценностей, которые могут быть поручены реставратору для самостоятельного выполнения, определяется присвоенной ему квалификационной категорией и квалификационными характеристиками художников - реставраторов, утвержденными Приказом Министерства культуры СССР от 20 февраля 1973 г. N 114.
56. Дирекция музея или реставрационного учреждения не имеет права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ, чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой, установленной при аттестации или рекомендацией, полученной в соответствии с п. 53 настоящей Инструкции после очередного стажирования.
57. В музеях, имеющих в своем штате аттестованных художников - реставраторов высшей квалификации и I категории, на последних может быть возложено руководство работой менее квалифицированных и неаттестованных реставраторов, работающих в музее по той же специальности.
58. Конкретный характер консервационно - реставрационных работ, поручаемых реставраторам музея под руководством аттестованного художника - реставратора высшей квалификации или I категории, устанавливается по согласованию с последним и в пределах его компетенции. Все работы, проводимые под руководством художника - реставратора высшей квалификации или I категории, выполняются под его непосредственным наблюдением и под его личную ответственность.
59. Художник - реставратор высшей квалификации или I категории имеет право отказаться от руководства работой неквалифицированного исполнителя в случае недостаточной профессиональной подготовки последнего или проявления им недобросовестного отношения к поручаемой работе и музейным ценностям.
60. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работы может проводиться только на учебном материале, не имеющем музейного значения. Выполнение консервационно - реставрационных работ на музейных предметах, представляющих историческую или художественную ценность, допускается только после приобретения реставратором необходимого опыта.
61. На каждый реставрируемый музейный предмет реставратор составляет проект реставрационного задания с указанием всех операций (процессов) в их последовательности, рецептур и материалов. Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается директором.
Примечание. Экстренные противоаварийные консервационные работы, проводимые по утвержденной технологии и с установленной документальной фиксацией, могут осуществляться по согласованию с главным хранителем музея без предварительного задания, но с последующим отчетом на реставрационном совете музея.
62. Реставратор несет персональную ответственность:
- за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями);
- за самовольное или некачественное выполнение работ по консервации и реставрации музейных предметов;
- за применение непроверенных и нерекомендованных методов и реставрационных материалов;
- за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов;
- за плохое документирование консервационно - реставрационных работ;
- за несоблюдение правил противопожарной безопасности в своей работе и в помещении реставрационной мастерской.
63. Реставратор музея:
- руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т.д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично;
- участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предметов, и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение;
- принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. В случае, если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете;
- оказывает помощь в работе комиссиям, прибывшим в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов.
64. Реставратор обязан систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.
65. Реставратор имеет право ходатайствовать о присвоении ему очередной квалификационной категории при достижении стажа практической работы и опыта в реставрации, предусмотренных положением о комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.
66. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана обсудить ходатайство реставратора на заседании реставрационного совета и при наличии его положительного решения представить в комиссию по аттестации реставраторов необходимые документы и материалы для присвоения реставратору очередной квалификации.
67. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана:
- обеспечить реставратору необходимые для его работы условия труда (помещение, оснащение, оборудование, материалы, технику безопасности);
- в установленные сроки направлять реставратора на плановое стажирование в центральные реставрационные организации.
68. В случае установления низкого уровня проведения реставратором консервационных и реставрационных работ дирекция музея или реставрационного учреждения обязана сообщить об этом комиссии по аттестации реставраторов и имеет право обсудить на реставрационном совете и перед комиссией по аттестации вопрос о пересмотре квалификации реставратора.
69. При нанесении музейному предмету ущерба по вине реставратора последний несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
70. В музеях, не имеющих штатных реставраторов, категорически запрещается производить какую-либо реставрацию музейных ценностей силами сотрудников музея или частных лиц, не имеющих специального письменного разрешения Министерства культуры СССР и союзных республик в соответствии с подчиненностью музея.
Выполнение консервационных или реставрационных работ приглашенными специалистами по договорам, трудовым соглашениям и т.п. или учреждениями и организациями, не входящими в систему Министерства культуры СССР, может быть допущено только по особому в каждом отдельном случае разрешению Министерства культуры СССР или министерства культуры союзной республики согласно подчиненности музея.
71. Все необходимые работы по реставрации музейных ценностей в музеях, не имеющих своих реставрационных мастерских, производятся в плановом порядке, по заявкам музеев Всероссийским художественным научно - реставрационным центром им. И.Э. Грабаря, Всесоюзным научно - исследовательским институтом реставрации или в республиканских научно - реставрационных мастерских, имеющих санкцию Министерства культуры СССР или министерств культуры союзных республик.
72. На все памятники истории и культуры, нуждающиеся в неотложной реставрации, музеи, не имеющие своих реставрационных мастерских, обязаны составлять списки с указанием автора, названия, размеров, материалов, техники исполнения, а также характера повреждения или заболевания памятника и направлять эти списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные учреждения или республиканские реставрационные мастерские.
73. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные или республиканские реставрационные мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и по разрешению директора музея на срок не более двух лет.
Выдача оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.
Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам запрещается.
74. При возврате музейного предмета из реставрационных мастерских последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных документов: выписки из протоколов реставрационных советов, копии реставрационных протоколов (паспортов), заключения о физических и химических методах исследования, дубликаты негативов и фотоотпечатков, зафиксировавших реставрационный процесс, и т.п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий