Уважаемые коллеги!

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева приглашает вас принять участие в проекте «Музей в библиотеке». Цель
проекта − создание активного интернет-пространства, объединяющего специалистов в области мемориальной и музейной деятельности в библиотеках России и ближнего зарубежья для обмена опытом и оперативного обсуждения профессиональных проблем.


В блоге «Музей в библиотеке» мы предлагаем обмениваться опытом по организации библиотечных музеев, созданию музейных коллекций, проведению профессиональных мероприятий. Большое внимание в проекте предполагается уделять мемориальной работе, в том числе теме истории библиотек. Для этого мы предлагаем участникам проекта публиковать в блоге материалы по истории библиотек, их сотрудников и читателей.

Блог предоставляет всем его участникам возможность оставлять свои комментарии и отзывы, что, как мы надеемся, создаст виртуальное поле для продуктивного общения.

среда, 9 марта 2011 г.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей - часть 4.

РАЗДЕЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ
(по материалам):

ЖИВОПИСЬ

274. Хранение живописи в хранилищах может быть организовано несколькими различными способами.

Развеска по стенам

Картины подвешивают на прочных шнурах или на металлических полосах с передвижными крючками. Один конец шнура закрепляется на металлической штанге, прикрепленной к верху стены, другой конец пропускается через два кольца, ввинченных в раму картины, а затем завязывается на штанге.
Подвеска картин не должна производиться вблизи радиаторов, печей, форточек, вентиляционного оборудования и т.п.

Развеска на щитах

Картины в рамах подвешиваются на стационарных (неподвижных) или выдвижных щитах, затянутых крупной металлической сеткой.
Система выдвижных щитов наиболее экономична, но передвижение щита должно создавать минимум вибраций. Выдвижные щиты бывают двух типов - подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках. Наиболее благоприятно для картин хранение на неподвижных щитах. Подвеска картин на сетке производится при помощи крюков - S-образной формы. Один конец крюка вделывается в кольцо, ввинченное в раму картины, другой - в ячейку сетки.
Сетка и крюки должны иметь антикоррозийное покрытие.

На стеллажах

Для хранения картин на холсте и произведений живописи на досках рекомендуются стеллажи с гнездами для каждого произведения.
Для произведений на толстых досках (в частности, древней русской живописи) стеллажи должны иметь решетчатый пол (основание), обеспечивающий циркуляцию воздуха. Настил планок должен быть перпендикулярным плоскости произведений. На вертикальной стенке стеллажа должны быть оборудованы специальные индивидуальные ячейки с откосами, обтянутые тканью.
Для картин, написанных на холсте, натянутом на подрамник, поверх указанного решетчатого пола делают второй настил планок, снабженных скосами в направлении, параллельном плоскости картины. Для большемерных произведений между планками устанавливают подшипники с целью облегчить трение при установке и съемке картин со стеллажа.
Стеллажи должны быть сделаны из гладкого сухого, не зараженного вредителями проолифленного дерева и подняты от пола не менее чем на 25 см.

В штабелях (только как временное хранение)

При хранении в штабелях иконы и другие произведения живописи без рам, исполненные на толстых досках со шпонками, должны размещаться по размеру и приставляться лицевой стороной одного произведения к лицевой стороне последующего. Между произведениями должны прокладываться амортизационные подушки из холста и ваты. Подушки попарно сшиваются лямками.
Картины на холсте без рам подбирают по размерам и, начиная с больших, ставят попарно, лицом к лицу и оборотом к обороту, без прокладок, так, чтобы давление штабеля приходилось только на края подрамников, но не на холсты. Лицевые стороны холстов у низа штабеля должны отстоять одна от другой на 2 - 5 см. Штабель не должен быть слишком большим, чтобы его давление на картины не было чрезмерным. Он должен быть также размещен на специальных парных брусьях на расстоянии 15 см от пола.
В случае хранения картин в рамах в штабелях следует между рамами также прокладывать амортизационные подушки так, чтобы они не касались живописи или холста на обороте картины.
В помещениях хранилищ между полками, штабелями и т.п. должны быть проходы шириной не менее одного метра.

На валах

275. Валы для накатки произведений станковой масляной живописи изготовляются из сухого, не поврежденного микроорганизмами леса. Диаметр вала может быть от 50 см и больше (для дублированных картин и картин с корпусной живописью - не менее 70 см). Каркас вала обтягивается в стык фанерой, а поверх нее оберточной бумагой. Поверхность вала должна быть гладкой. На оба конца вала надеваются кружала, диаметр которых должен быть больше диаметра вала, с таким расчетом, чтобы картины, навернутые на вал, отстояли от пола не менее чем на 10 - 15 см.
Диаметр вала должен быть не менее 50 см. Это предохраняет от изломов красочного слоя и грунта.
Длина вала должна на 5 - 10 см превышать ширину картины.
На одном валу можно хранить несколько картин (не более 10). Хранить большемерные картины на валах более 2 - 3 лет без проверки их сохранности не рекомендуется. Во избежание прогибания и деформации вал с накатанными на него картинами хранится только в горизонтальном положении. Дважды в год вал поворачивают вокруг оси на 180°.
Снятие картин с подрамника и накатка их на вал, равно как и натягивание их на подрамник, производится только опытным реставратором или под его руководством.
Свитки китайской, японской и т.д. живописи могут храниться накатанными на валики, а также в горизонтальном или вертикальном положении развешанными в шкафах или на стенках.
Свитки, имеющие серьезные дефекты или дублированные, должны храниться только в горизонтальном положении в специальном шкафу, желательно на отдельных лотках.
Картины, выполненные в технике темперной и клеевой живописи, а также в смешанной технике, с прорисовкой пастелью и т.п., разрешается хранить только в застекленном виде.
В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2 - 5 мм.
276. Произведения живописи должны подвергаться систематическому осмотру и уходу. Периодически с картин, развешанных в экспозиции и хранилище, должна удаляться пыль широким беличьим флейцем с длинным ворсом или сухой бархатной подушкой или рукавичкой без нажима на живописную поверхность произведений. С оборота холста пыль можно удалять пылесосом со щетками с длинным ворсом. Уборка помещения и особенно удаление пыли с картин во избежание каких-либо повреждений должны производиться под руководством научных сотрудников.
Всякие влажные протирки произведений живописи как с лицевой, так и с оборотной стороны категорически воспрещаются.
277. Категорически запрещается передвигать картины по полу. При переноске картин их следует брать за планки или крестовину подрамника, не прикасаясь к холсту.
Картины большого размера в рамах переносятся обязательно в вертикальном положении не менее чем двумя работниками.
Картины размером до одного метра, снятые с подрамника, переносятся за два угла по длинной стороне. Полотна большего размера переносятся двумя сотрудниками, держащими картину за два угла по длине, причем необходимо не допускать провисание верхнего края и перегибов холста, ведущих к изломам грунта.
278. Подрамник картины должен быть сделан из сухого дерева с перекладиной или крестовиной посередине, с клиньями в сочленениях брусков для растягивания полотна.
При оформлении картин в раму их следует крепить зажимами или пластинками (деревянными или металлическими). Крепление подрамника в раме гвоздями запрещается.
Категорически запрещается ввинчивать в подрамник картины или в дерево иконы кольца для подвески. Кольца необходимо ввинчивать только в рамы картины, а для иконы делать специальные крючки.
279. Запрещается приклеивать непосредственно на холст как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки и номера, ставить печати из сургуча, штампы, делать надписи чернилами, химическим карандашом и красками.
280. Для предохранения масляной и темперной живописи от суточных колебаний температуры и влажности тыльные стороны и торцы икон покрываются воском, а картины в рамах конвертируются. Конвертирование бывает полное и частичное. При полном конвертировании лицевая сторона защищается стеклом, оборотная сторона - задником. При частичном конвертировании для больших картин делается только задник. Задник конверта изготавливается из оргалита или оклеенного дерматином картона и закрепляется с оборота деревянными или металлическими вертушками. Всю эту работу выполняют только опытные реставраторы.
В неотапливаемых музеях конвертирование не рекомендуется. Полное конвертирование живописи разрешается не ранее чем через 5 лет после создания картины.

БУМАГА
(графика, архивные документы, редкие книги,
карты и т.п.)

281. Большинство сортов бумаги, изготовленных до 1870 годов, являются тряпичными и обладают повышенной прочностью. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода в ее изготовлении от тряпичного волокна к древесной массе.
Художественная графика и документы времен Октябрьской революции, гражданской и Отечественной войн исполнены преимущественно на очень непрочной бумаге и требуют особого внимания к условиям их хранения. Это же относится и к произведениям живописи, выполненным на картоне без грунта.
282. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:
- бумажная основа разрушается от действия света и пересыхания;
- акварели, раскрашенные лубки и гравюры, чернила, тексты, напечатанные на машинке, легко выцветают под действием света;
- тексты и изображения, выполненные карандашом и особенно незакрепленные рисунки углем, а также пастели легко стираются и осыпаются и поэтому крайне чувствительны к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке и т.п.
283. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз - для гравюр.
284. Категорически запрещается:
- хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках и стеллажах;
- перегибать такие материалы (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);
- скатывать их в трубку;
Примечание. Скатывание допускается лишь в случае крайней необходимости и производится на вал достаточного размера или картонную трубку диаметром не более 25 см. Гравюры, рисунки или плакаты особо большого формата, наклеенные на тонкий холст или марлю, могут храниться свернутыми в рулоны или накатанными на деревянные, специально изготовленные валы. Валы, картонные трубки оклеиваются бумагой, не содержащей лигнина. Произведения, наклеенные на ткань, накатываются только лицевой стороной вверх.

- прикалывать кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики, загибать авторские поля или обрезать их;
- наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры;
- применять конторский клей или клейкую ленту фабричного производства, наносить рыбий клей непосредственно на произведение графики;
- употреблять при окантовке деревянные прокладки и цветные сорта картона без оклейки последних белой бумагой.
285. Для перекладывания и заворачивания произведений графики рекомендуется применять микалентную бумагу или кальку. Произведения должны быть смонтированы на паспарту в размер папки.
286. При перекладывании гравюры и рисунки во избежание изломов берут за противоположные углы (по диагонали) двумя руками. При хранении гравюры и рисунки должны всегда лежать лицевой стороной вверх.
287. Однородные фонды бумажных материалов и коллекций по возможности размещают в одном месте (например, художественная графика, рукописи, плакаты, карты, планы и пр.). В целях предохранения от света и пыли их хранят в закрытых шкафах с выдвижными полками и лотками.
288. Произведения графики можно хранить в папках с твердыми бортами (дерево, обтянутое материей) только в горизонтальном положении.
289. Папки с рисунками должны храниться в шкафах, подобранные по размерам. Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным).
290. Листы, хранящиеся в папках, должны быть строго подобраны по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.
Каждый лист хранится и экспонируется в паспарту (в экспозиции - в двойном паспарту, рисунки - в двойном высоком паспарту независимо от того, показываются ли они в витринах или в окантовке).
Для изготовления паспарту применяется ватманская бумага, белый картон толщиной не менее 1,5 мм или, в крайнем случае, картон из небеленой массы с условием обязательного заклеивания его с обеих сторон белой бумагой, не содержащей лигнина.
Паспарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствующее размерам изображения. Лист графики должен быть прикрыт по краям не менее чем на 5 мм.
Произведения графики закрепляются на половине паспарту, не имеющей окна, на бумажных шарнирах (лапках), которые приклеиваются с оборота к верхнему краю произведения и паспарту.
Для бумажных шарниров следует применять белую писчую бумагу, проклеенную рыбьим клеем: 10 г сухого клея на 90 г воды или 12 г пищевой желатины на 90 г воды с прибавлением антисептика.
Приклеивание шарниров производится рыбьим клеем (10 г сухого клея на 30 г воды).
Бумагу проклеивают и высушивают. Вырезанные из нее шарниры слегка увлажняют и закрепляют одним концом на обороте произведения, а другим - на паспарту.
Примечание. Произведения, сохранившие художественную монтировку автора или характерную для той эпохи, размонтированию не подлежат.

291. Пастель и незакрепленные рисунки углем должны храниться в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка, так как могут быть легко повреждены. Застекление таких произведений может производить только опытный реставратор или специально обученный сотрудник музея.
Использование оргстекла для монтировки произведений, выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами, запрещается.
292. Окантованные или имеющие рамки акварели и рисунки следует хранить в специальных шкафах, где полки имеют частые вертикальные перегородки, позволяющие вещам стоять, не касаясь друг друга.
293. При монтировке графических произведений, выполненных углем, пастелью, гуашью, забивать гвозди запрещается. Стыки задника и окантовки оклеиваются плотной бумагой или дерматином.
294. Архивные материалы хранятся в соответствии с правилами и инструкциями Главного архивного управления при Совете Министров СССР в шкафах и стеллажах в картонных папках или плотно закрывающихся коробках, оклеенных бумагой без лигнина, а наиболее ценные документы - в несгораемых шкафах со специальным режимом хранения. Мелкие документы лучше хранить в конвертах из белой бумаги, не содержащей лигнина. Документы в папках также изолируются друг от друга бумагой, не содержащей лигнина.
295. Каждая папка или коробка должна иметь опись и номер. При выдаче материала для работы необходимо отмечать количество выдаваемых листов и их сохранность, а при приеме обратно обязательно проверять и то и другое.
296. Рукописные книги (на пергаменте и на бумаге) хранятся в специальных шкафах, обеспечивающих защиту их от света и пыли. Старопечатные книги хранятся отдельно от рукописных. Ветхие рукописные и старопечатные книги хранятся в чехлах или в специальных коробках.
297. Грамоты (на пергаменте или на бумаге) должны храниться в специальных папках в горизонтальном положении в шкафах или стеллажах. Папка должна обеспечить хранение грамоты в развернутом виде. В каждой папке должно храниться не более 3 - 5 грамот. Грамоты в папках прокладываются микалентной бумагой.
298. Грамоты на бересте хранятся заклеенными между двумя стеклами в вертикальном положении в специально оборудованном шкафу.
299. Столбцы должны храниться в специальных папках в горизонтальном положении или накатанными на валик, в футляре. Расклеенные столбцы хранятся в папках, в каждой из которых должно находиться не более 50 - 60 листов (оставов). Расклейка столбцов допускается лишь при особой необходимости после нумерации склеенных листов.
300. При работе с рукописными и старопечатными книгами в фонде должны применяться специальные пюпитры.
301. Для обеспечения сохранности рукописных и старопечатных книг, грамот, столбцов и особо ценных документов целесообразно изготовить их воспроизведения (микрофильмы, фотографии, муляжи), которые служат заменителем подлинников при выдаче их для научной работы и в экспозицию. Микрофильмы и фотографии хранятся в коробках и в шкафах отдельно от подлинных материалов. В хранилища документальных материалов посетители не допускаются.
302. Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями. При проветривании шкафы, ящики, витрины рекомендуется оставлять открытыми на 5 - 6 часов, а если возможно, то и на целый день. Хранилища должны быть оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией.
303. Шкафы, ящики, корешки папок, футляры нужно систематически обрабатывать пылесосом, протирать предварительно смоченной в 2% растворе формалина, а затем хорошо просушенной тряпкой.
304. При протирании от загрязнения окантовочного стекла на произведениях, исполненных углем и пастелью, необходимо пользоваться мягкой чистой слегка увлажненной тряпкой, во избежание отрывания частиц пастели и угля от оригинала и притягивания их к внутренней поверхности стекла.
305. Дезинфекция и всякая реставрация бумажных материалов и пергаментов должны производиться реставраторами, аттестованными для реставрации графических произведений или опытными реставраторами другого профиля, имеющими специальное разрешение на выполнение подобных работ.
306. Помещения для экспонирования данной группы материалов необходимо защищать от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков.

ТКАНИ, КОЖА, КОСТЬ

307. Ткани, хранящиеся в музеях, изготовлены обычно из натуральных материалов - пряжи из волокон животного и растительного происхождения (шелк, шерсть, хлопок, лен), а также из синтетических волокон (современные ткани).
Главными причинами разрушения и обветшания текстильных изделий является действие яркого света, солнечных лучей, ненормального температурно - влажностного режима, плесневых грибков, насекомых, пыли и газовых засорителей воздуха на волокна и некоторые красители.
308. Ткани хранят отдельно по материалам (шелк, шерсть, хлопчатобумажная ткань и т.д.) в глухих шкафах, гардеробах, комодах, сундуках и ящиках, за исключением комплексов, состоящих из разных материалов, хранить которые целесообразно в одном шкафу.
Выдвижные ящики - лотки в шкафах нужно иметь нескольких разных размеров - для крупных и мелких предметов. Рекомендуется высота ящика - лотка 15 - 20 см, но она может быть и больше, если этого требуют размеры хранящегося на лотке предмета.
Запрещается обивать сукном витрины, комоды, шкафы и ящики, в которых хранятся ткани.
Хранение тканей должно производиться таким образом, чтобы не было перегибов, так как в местах перегибов ткань сечется, особенно шелковая. Каждую ткань перекладывают микалентной бумагой или чистой хлопчатобумажной тканью.
309. Костюмы хранятся в шкафах на плечиках, форма которых должна соответствовать крою одежды и иметь мягкие накладки. Если костюмы висят не в шкафу, то их вкладывают в хлопчатобумажный или бумажный чехол с целью предохранения от пыли и насекомых - вредителей.
310. Одежду с жемчугом и драгоценными камнями даже в шкафах хранят в чехлах во избежание утраты осыпавшихся украшений.
311. Головные уборы хранятся на деревянных, картонных или сделанных из оргстекла болванках, а если их нет, то каждый головной убор заполняется микалентной бумагой, чтобы не утратилась его форма. Головные уборы целесообразно хранить в шкафах в индивидуальных для каждого предмета фанерных или картонных футлярах.
312. Шпалеры и ковры следует хранить накатанными на вал лицевой стороной внутрь. Диаметр вала - не менее 10 см. Вал должен иметь по торцам кружала для опоры вала при хранении в лежачем положении. Диаметр кружал вала должен на 5 см превышать диаметр накатанного на вал ковра или шпалеры.
При размещении валов с коврами на кронштейнах вал делается без щечек (кружал), при этом длина вала должна быть на 20 см больше, чем ширина ковра.
После накатки вал с закатанными на него коврами или шпалерами тщательно обертывается плотной бумагой или хлопчатобумажной тканью и обвязывается широкой полосой ткани. При накатке шпалер и ковров на вал необходимо избегать образования складок.
В целях предохранения от повреждений насекомыми - вредителями ковры перед накаткой на вал обертываются бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром в соотношении 1:2. Прокладка бумагой осуществляется после того, как бумага просохла.
Поверх последнего ковра на вал накатывается бумажный или хлопчатобумажный чехол или обертка, обработанная аналогичным составом.
Если нет возможности хранить ковры и шпалеры на валах, необходимо их время от времени перекладывать, перемещая складки сгибов.
313. Знамена следует хранить навернутыми на древко и затянутыми в чехлы. Исключение составляют знамена, изображения и надписи на которых выполнены красками. Такие знамена должны храниться на горизонтальных полках в развернутом положении.
314. Предметы с золотым, серебряным, жемчужным и другим рельефным шитьем и с меховыми украшениями рекомендуется хранить отдельно, перекладывая каждый предмет бумагой и располагая между предметами прокладку из байки или нескольких слоев микалентной бумаги. Обертывание бумагой предохраняет от потемнения серебряные украшения и шитье.
Если нет возможности хранить большемерные шитые предметы в горизонтальном положении, их можно накатать на валы диаметром не менее 20 см. Накатка их производится лицевой стороной вверх с прокладкой микалентной бумагой.
315. Необходимо систематически проветривать, чистить и протирать шкафы, комоды и ящики, где хранятся ткани.
316. Обеспыливание тканей осуществляется следующим образом:
- ковры, гобелены, шпалеры, одежда из грубого сукна очищаются пылесосами, имеющими щетки с длинным ворсом, или мягкими платяными щетками;
- головные уборы без украшений - мягкими платяными щетками;
- образцы тканей и веера - посредством легкого встряхивания в развернутом виде;
- ткани, украшенные золотым шитьем, жемчугом и камнями, чистятся мягким флейцем с одновременным использованием пылесоса. Отверстие шланга должно находиться на расстоянии 3 - 5 см от поверхности обеспыливаемого участка;
- ветхие и археологические ткани для очистки раскладывают в развернутом виде на горизонтальной плоскости. Поверх тканей накладывается плоская рамка (размер которой не менее чем на 10 - 15 см превышает размер ткани), обтянутая марлей так, чтобы марля непосредственно прилегала к поверхности обеспыливаемой ткани. После этого производится обработка пылесосом (щеткой с длинным, мягким ворсом, без нажима);
- меховые вещи очищаются от пыли мягкими сорговыми вениками.
317. Новые поступления бытовых тканей (кроме ветхих предметов) после проверки на прочность красителей могут быть подвергнуты очистке согласно разрешенной методике. Эту работу выполняют специально обученные хранитель или реставратор.
318. Изделия из кожи хранят в шкафах. Хранение кожаных изделий в шкафах, изготовленных из древесно - стружечных плит, не допускается. Шкафы должны обеспечивать предохранение предметов от пыли и проникновения насекомых. Необходимо просматривать и проветривать шкафы не реже 2 - 3 раз в год.
Одежду из кожи хранят на вешалках с подкладками на углах из ватных подушечек.
Головные уборы из кожи хранят в отдельных коробках. Для предохранения от деформации головные уборы необходимо надевать на соответствующие по форме болванки.
Обувь следует хранить так, чтобы форма не изменялась (на деревянных колодках или набитыми мягкой бумагой).
Плоские предметы следует перекладывать листами фильтровальной бумаги, обработанной раствором тимола.
Кожаное снаряжение: упряжь, седла, чепраки и т.д. развешивают в шкафах на деревянных круглых кронштейнах.
Изделия из кожи обеспыливаются мягкими фланелевыми или бархатными тряпками.
Светлые кожаные и замшевые предметы обеспыливаются путем стряхивания.
319. Кость хранят в застекленных пыленепроницаемых шкафах. На свету кость меньше желтеет, поэтому рекомендуется хранить ее в светлых помещениях.
Чтобы избежать механических поломок (сколов, трещин, выкрашивания фрагментов ажурной резьбы и т.д.), рекомендуется каждое изделие из кости хранить отдельно.
Предметы из кости плохой сохранности или инкрустированные нужно хранить в картонных коробках.
Особое внимание следует обратить на хранение миниатюр на слоновой кости, написанных акварелью. Лучше всего их хранить в оправе под стеклом, а если оправы нет, то в окантовке под стеклом, что предохраняет от коробления, избегая попадания на них прямого дневного света, чтобы предотвратить выгорание красок.
Предметы из кости обеспыливаются посредством очистки длинноворсовым флейцем. Их нельзя протирать влажной тряпкой или подвергать промывке. Удаление пыли с миниатюр может производиться только реставратором.

ДЕРЕВО

320. Скульптура из дерева, ларцы большого размера, прялки и т.п. предметы хранятся на стеллажах или на полках, покрытых линолеумом или пластиком.
Деревянную резьбу, фрагменты домового декора, царские врата и т.п. крупные предметы лучше хранить развешанными на стендах с упором на специальные подставки.
Предметы небольшого размера: утварь, посуда, игрушки и т.д. хранятся в застекленных шкафах.
Кареты хранятся на колодках.
Мебель хранится в стеллажах, разделенных на 2 яруса (в первом ярусе - крупные, громоздкие и тяжелые предметы).
Рамы картин хранятся в стеллажах с разделителями (тип стеллажа, применяемого для хранения масляной и темперной живописи).
321. Недопустимо передвигать предметы мебели, в особенности тяжелые, непосредственно по полу, во избежание поломки ножек и перекашивания каркаса. Не следует также переносить мебель, приподнимая за отдельные хрупкие части (спинки, локотники и т.п.).
Ножки мебели, не имеющие роликов, должны быть подклеены байкой.
От механических повреждений страдают, главным образом, тонкие, хрупкие части разных работ, точеных предметов, позолота с левкасом и блестящая поверхность полированных предметов.
Инкрустированные и наборные предметы, украшенные драгоценными породами дерева, костью, перламутром, металлом и др., следует особенно тщательно оберегать от резких толчков при их перемещении.
Отпавшие части предметов необходимо завернуть, снабдив запиской с указанием, к какому предмету и к какой его части они относятся, и сохранить до возможности реставрации, привязав суровой ниткой к предмету.
322. Для защиты от пыли и света мебель следует хранить в чехлах. Загрязненные чехлы должны регулярно заменяться чистыми. Мебель, находящаяся в экспозиции, расчехляется только на период открытия залов для посетителей.
Примечание. В помещениях с повышенной влажностью хранение мебели под чехлами не допускается, т.к. ткань, впитывая атмосферную влагу, может способствовать дополнительному увлажнению и деформации дерева.

Удаление пыли с деревянных предметов, в том числе полированных, с резьбой, позолотой, полихромной росписью, производится только мягкими флейцами с обернутой марлей обоймой при одновременном использовании пылесоса. Наконечник пылесоса должен иметь мягкую насадку, которая не должна касаться поверхности предмета. Удаление пыли тряпками, подушечками из замши не допускается. Ветхую и поврежденную обивку мебели чистить пылесосом не следует.
Удаление пыли с обивки производится пылесосом с насадкой в виде щетки с мягким волосом, которая должна касаться очищаемой мебели легко, без нажима.
Сквозное проветривание в местах хранения предметов из дерева не допускается.

ФАРФОР, КЕРАМИКА, СТЕКЛО, ИЗВЕСТНЯК, МРАМОР, ГИПС

323. Небольшие по размеру предметы из фарфора, керамики, стекла, известняка, гипса, мрамора и других подобных материалов (в том числе и скульптура) хранятся на полках в застекленных шкафах. Необходимо следить за правильной расстановкой предметов с учетом их давления на полку.
Полки для расстановки мелких предметов предпочтительно делать деревянные, допускается покрытие их линолеумом.
При расстановке более высокие предметы следует ставить к задней стенке, а небольшие впереди, так, чтобы они не касались друг друга.
324. Хранить фарфоровые, фаянсовые и керамические тарелки предпочтительно в вертикальном положении в специальных деревянных "гребенках".
Можно ставить несколько плоских предметов друг на друга, прокладывая их папиросной бумагой, сложенной в несколько слоев, а также байкой или фланелью во избежание повреждения глазури или росписи. Более тяжелые предметы должны находиться внизу.
При хранении фарфоровых и фаянсовых тарелок стопками в каждой стопке не должно быть более 6 штук, при большом весе тарелок количество их в стопке должно быть уменьшено.
Запрещается помещать среди предметов керамики и стекла какие-либо другие предметы.
Керамические, а также стеклянные предметы следует хранить отдельно, не смешивая их с другими видами материалов.
При расстановке предметов следует группировать их по определенным признакам (по заводам, странам, эпохам и т.д.).
Крупные предметы из неглазурованного фарфора (бисквита) и керамики должны храниться под колпаками или под чехлами из плотной ткани на стеллажах или подставках.
325. Мытье фарфора, фаянса можно производить только мягкой кистью в теплой воде с добавлением спирта.
Таким способом можно мыть только предметы без трещин и с неповрежденной глазурью. Пористую и неглазурованную керамику нужно особенно тщательно хранить от пыли и влаги.
Стекло не рекомендуется мыть водой, т.к. вода способствует вымыванию солей, которые входят в состав стекла. Стекло необходимо два раза в год протирать спиртом - ректификатом. Работать со стеклом рекомендуется в матерчатых перчатках.
При переноске, установке, размещении изделий из фарфора, фаянса, стекла необходимо соблюдать большую осторожность.
326. Скульптура крупного и среднего размера должна храниться на подиумах, подставках, стеллажах.
Стеллажи и подиумы, на которых размещается крупная скульптура, целесообразно покрыть пластиком, что облегчает перемещение предметов и уборку оборудования.
Скульптуру большого размера нельзя располагать в чердачных помещениях, а также на полу или в проходах. Ее расположение в хранилищах должно быть стабильным. В первую очередь это относится к произведениям из гипса (особенно крупногабаритным и сборным), мрамора и камня, имеющим малую устойчивость, изобилие мелких хрупких деталей, а также сильно разрушенным или подвергавшимся существенным реставрационным работам. Скульптуру из гипса следует оберегать от сырости. Для ее хранения пригодны самые сухие помещения.
327. Скульптура среднего и большого размера из гипса, известняка, мрамора и т.д. хранится под чехлами. Чехлы делаются из микалентной бумаги или плотной ткани. Чехлы из ткани нужно регулярно стирать, а бумажные заменять новыми.
Скульптуру переносят с большой осторожностью, чистыми руками, держась за ее конструктивно - прочные части во избежание облома фрагментов, не допуская резких движений и ударов.
Небольшую скульптуру рекомендуется переносить, пользуясь чистыми белыми матерчатыми перчатками.
При перемещении крупной скульптуры пользуются специальными тележками или носилками с мягкими прокладками.
Чтобы избежать загрязнения скульптуры, надо регулярно производить ее чистку от пыли мягкими флейцами, пуховками или перьевыми сметками.
Металлические части кистей при этом должны быть обмотаны тканью для предохранения от случайного удара.
Все указанные операции следует производить при включенном пылесосе с широким наконечником на шланге для поглощения сметаемой пыли.
Изделия из плотных пород камня (мрамор, гранит, базальт, кварциты) с хорошей сохранностью поверхности без металлических элементов разрешается профилактически промывать 1 раз в год.
Промывку (удаление загрязнений) со скульптуры делают теплой водой только детским мылом или поверхностно - активным веществом ОП-7, разведенным в дистиллированной или отстоенной кипяченой воде.
Промывка осуществляется взбитой мыльной пеной, которая наносится постепенно сверху вниз щетинными кистями (с обернутыми металлическими частями) с одновременным взмыливанием на поверхности.
Скульптура не должна быть сильно увлажненной. Из углублений грязь извлекается ватным тампоном на деревянной лучинке. По окончании промывки желательно обезвоживание протиркой кистью или тампоном с этиловым спиртом.
Очистка тонированной мраморной скульптуры, скульптуры из твердых пород с поврежденной поверхностью, а также скульптуры из мягких пород (известняк, мягкий песчаник, ракушечник, алебастр, ангидрит, гипс) должна проводиться только высококвалифицированными реставраторами.
328. Производить побелку или окраску гипсовой скульптуры масляной или иной краской запрещается.

МЕТАЛЛ

329. Музейные предметы из цветных и черных металлов хранятся отдельно от предметов из благородных металлов.
330. При хранении коллекции в одном помещении предметы из благородных (драгоценных) металлов и оружие должны храниться в специальных металлических шкафах или сейфах, оснащенных охранной сигнализацией.
331. Оборудование должно соответствовать характеру и размерам предметов.
Огнестрельное и холодное оружие хранится в помещениях, оборудованных охранной и противопожарной сигнализацией. Двери должны быть металлическими или окованными металлом, с замками с шифром. Окна должны быть забраны решеткой и иметь ставни, запирающиеся изнутри.
Длинноствольное огнестрельное оружие должно храниться вертикально в шкафах, оборудованных рейками в виде гребенки или рейками со специальными пружинящими зажимами, обтянутыми резиной. Шкафы должны иметь двери с замками.
Пистолеты следует хранить в таких же шкафах или в шкафах с выдвигающимися полками.
Холодное клинковое оружие хранится в шкафах с горизонтальными стеллажами внутри или вертикально подвешенным.
Казнозарядное нарезное оружие выпуска после 1870 года хранится или в отдельном помещении, оборудованном как сейф, или в сейфах. Оно должно быть просверлено сбоку в казеннике. Диаметр сверла - 5 мм. Отверстие не должно затрагивать клейм. В пистолетах и револьверах отверстие просверливается снизу в стволе. Сверление производится под накладками стволов или кожухов.
Пики, алебарды, ружья, винтовки и т.д. могут храниться в специальных пирамидах, устанавливаемых в шкафах, или, если размеры предметов не позволяют размещение в шкафах, то в открытом виде.
Крупноразмерные предметы (доспехи, пулеметы, пушки и т.д.) должны быть установлены на подставки.
332. Нумизматика (монеты, медали, ордена, жетоны, значки и т.д.) хранится в шкафах, оборудованных плоскими выдвижными ящиками - лотками. Рекомендуется высота ящика 3 - 5 см. В ящики устанавливаются рядами жестяные, картонные, пластмассовые коробки высотой 1,5 - 2 см (без крышек), шириной и глубиной на 1 см превышающей размер предметов. Перед помещением предмета в коробочку на ее дно должна быть положена карточка из чертежной или рисовальной бумаги с данными о предмете. На каждый лоток кладется этикетка с указанием общего количества монет и раздельно - по металлам.
Допускается хранение плоских предметов нумизматики в специальных конвертах, сделанных из прочной бумаги. Конверты устанавливаются вертикально в соответствующие их размерам ящики или коробки, закрывающиеся крышками. Данные о предмете наносятся на лицевую сторону конверта.
333. Часы, канделябры, настольные украшения и т.д. при хранении вне шкафов должны помещаться под колпаками.
334. Запрещается хранить предметы из свинца в шкафах из дуба, хвойных пород дерева, древесно - стружечных плит или пластмасс.
Наиболее ценные предметы из свинца целесообразно хранить в стеклянных сосудах с плотно закрывающимися крышками.
Шкафы для хранения предметов из цветных и черных металлов должны изготавливаться из лиственных пород дерева (предпочтительно из березы).
335. Витрины и шкафы, предназначенные для хранения и экспонирования серебра, нельзя окрашивать эмульсионными красками с содержанием казеина.
Окраска осуществляется масляными красками на основе титановых или свинцовых белил.
Недопустим контакт предметов из серебра с картоном, бумагой и текстильными материалами, содержащими в своем составе серу.
Шкафы, витрины и полки для хранения серебра целесообразно декорировать натуральным шелком, предварительно пропитанным 10% раствором уксусно - кислого свинца (ткань после просушки должна быть проглажена горячим утюгом).
336. При работе с металлическими предметами рекомендуется пользоваться нитяными перчатками.
Металлические предметы, хранящиеся на открытых полках, в целях защиты от пыли необходимо покрывать тканью типа маркизета, туали или микалентной бумагой.
Удалять пыль с поверхности металлических предметов разрешается только сухим способом (кистью, пылесосом).

ФОТОМАТЕРИАЛЫ, МАГНИТНЫЕ ЛЕНТЫ

337. Негативы, поступившие в течение последнего года, подлежат дополнительной промывке в проточной воде для удаления возможных остатков гипосульфита.
338. Негативы и диапозитивы хранятся в специальных металлических шкафах и коробках с гнездами или в обычных коробках; каждый должен быть помещен в конверт из плотной бумаги типа "крафт" или кальки (в крайнем случае, отделяется один от другого листом бумаги).
Негативы следует помещать только в коробки соответствующего размера. Запрещается класть негативы разного размера в одну коробку.
Коробки ставятся в вертикальном положении на полках шкафов или стеллажей. На крышках и обращенном наружу крае коробки пишутся номера хранения и по возможности краткая аннотация (например, N 100 - 112. Реставрационные негативы).
Малоформатные негативы, в том числе на пленке, целесообразно хранить в конвертах, которые укладываются в специальные коробки или ящики типа каталожных, но обязательно с крышкой.
Катушечные и малоформатные пленки разрезают на части по числу кадров, умещающихся в конверте. При большом количестве пленок и малоформатных негативов целесообразно иметь железные шкафы с выдвижными ящиками типа каталожных. Не следует касаться пальцами эмульсии негатива.
Стеклянный негатив нельзя брать за угол, так как он может отколоться от собственной тяжести и осколками может быть повреждена эмульсия на соседних стеклах.
В диапозитивах эмульсионную сторону следует защищать стеклом. Оба стекла склеиваются по краям полоской бумаги или материи. Пленочные диапозитивы защищают стеклом с обеих сторон. Отпечатки хранятся в коробках соответствующих размеров или наклеиваются на картон. Старые отпечатки, представляющие историческую, художественную или материальную ценность, наклеивать на картон нельзя.
Позитивы должны храниться в пакетах от фотобумаги соответствующих размеров, не более 10 штук в одном пакете.
Пакеты хранятся в один - два ряда, на выдвижных лотках в деревянных или металлических шкафах. Шкафы должны быть на 5 - 7 см глубже выдвижных лотков, папок и коробок.
При хранении позитивов в папках или картонных коробках последние могут устанавливаться горизонтально или вертикально. При горизонтальной укладке они должны быть расположены на одной полке в один - два ряда, с расстоянием между полками 8 - 10 см. При вертикальном хранении полки должны быть съемными и легкими.
Альбомы с позитивами хранятся в вертикальном положении отдельно от разрозненных позитивов.
Для наклеивания фотоотпечатков применяется специальный фотоклей. Пользоваться канцелярским клеем для наклеивания фотоотпечатков и диапозитивов запрещается (он разрушает изображение).
Методы монтировки и хранения старых отпечатков те же, что и графики.
339. Один раз в два года фотоматериалы должны просматриваться с целью выявления предметов, в которых появились нарушения эмульсионного слоя или бумаги.
Физико - химические дефекты эмульсионного слоя фотодокументов (выцветание, кристаллизация солей) способны довольно быстро распространиться на соседние документы. Поэтому фотоотпечатки и негативы с такими дефектами подлежат хранению в отдельных шкафах. Поврежденные позитивы консервируются и репродуцируются на негативы, которые затем хранятся в репродукционном разделе фонда негативов.
340. Кинопленки хранятся в железных стандартных коробках, пленки со звукозаписью - в специальных картонных коробках.
341. Грампластинки хранятся в индивидуальных конвертах, в шкафах, поставленными на ребро. Полки шкафов делятся вертикальными перегородками на ячейки, рассчитанные на 10 - 12 пластинок.
342. Магнитные ленты хранятся в первичной упаковке или в специально изготовленных картонных коробках, поставленных вертикально на деревянных стеллажах.
Периодически в процессе хранения внешнюю поверхность коробок и бумажных мешков необходимо очищать от пыли.
Магнитную ленту каждые шесть месяцев нужно перематывать для снятия внутреннего напряжения в рулоне. Магнитная лента должна эксплуатироваться на аппаратуре с исправленным, хорошо отрегулированным лентопротяжным механизмом.
Вблизи от хранилища магнитных лент не допускается размещение аппаратуры, способной создать магнитные поля (трансформаторов, электромоторов и т.д.).

ГЕОЛОГО - МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

343. К предметам, связанным с изучением и освоением земной коры, относятся: минералы и горные породы, геологические и палеонтологические объекты, почвенные экспонаты.
В состав предметов группы минералов и горных пород входят:
- разнообразные коллекции (систематические, региональные, генетические, геохимические и т.д.);
- отдельные минеральные объекты (штуфы, пробы, эталоны и т.д.);
- изделия и полуфабрикаты;
- полевое снаряжение и т.д.
Подавляющее большинство этих предметов относится к категории сухих препаратов - твердых, иногда газообразных (природные газы).
К числу жидких препаратов относятся предметы, связанные с нефтью и ее производными.
Основным требованием к хранению минералогических и петрографических материалов является предотвращение резких колебаний температуры и предохранение их от сырости и пыли.
Пробы природных газов хранятся в бутылках в перевернутом виде.
Минеральные объекты, особенно штуфы кристаллических образований, входящие в экспозицию и не защищенные стеклом, следует оберегать от пыли.
Влажные препараты минеральных объектов и их производные должны храниться в закупоренном виде (с оставлением приблизительно 1/6 запасного объема на расширение жидкости). Замерзающие объекты (например, из минеральных источников) следует оберегать от низкой температуры.
Металлический геолого - разведочный инструмент (геологические молотки, зубила, облегченные буровые комплекты и т.п.) следует хранить и экспонировать, предварительно протерев их вазелиновым маслом на гладких поверхностях и смазав их техническим салом (или вазелином) в местах соединений (муфты, нарезки и т.д.).
344. Экспонатами геологии являются палеонтологические коллекции, а также образцы горных пород, макеты, диорамы и т.п.
Каменные геологические объекты отличаются значительной стойкостью к колебаниям температурно - влажностного режима, поэтому главное внимание следует обратить на предохранение их от запыления.
Отпечатки растений, насекомых, рыб и других организмов требуют бережного предохранения от механических повреждений; то же относится и к хрупким палеонтологическим объектам. Хранят их в вате, в коробках или ящиках.
Макеты и диорамы обычно выцветают, тускнеют и особенно страдают от сырости, перемены температуры и пыли.
В экспозиции экспонаты такого рода систематически очищаются от пыли. В хранилищах их укрывают технической ватой, мелкой стружкой и т.п. и тщательно заворачивают сперва в пергаментную, а затем в плотную оберточную бумагу.
Монолиты почв хранятся в специальных ящиках, приставленных к стене под углом, а почвенные пробы, взятые для химического анализа, - в стеклянных банках с притертой пробкой.

БОТАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

345. Основными видами ботанических коллекций и материалов являются гербарии, ботанические группы, влажные препараты и образцы древесных пород.
Гербарии систематизируются по семействам, родам и видам. Каждый вид вкладывается в особую обложку.
Помимо систематического гербария в музеях хранятся тематические гербарии (например, гербарии полезных растений, съедобных, лекарственных, витаминных, кормовых и т.п.).
Растения должны быть сухими (до состояния хрупкости).
346. Хранить гербарии следует в папках, в шкафах с плотно закрывающимися дверцами. Употребляются папки с клапанами нескольких стандартных размеров, в зависимости от преобладающих размеров и формата хранимых материалов.
Предпочтительно помещать папки с гербариями в герметические шкафы или коробки, например, из алюминия или другого металла, из пластмассы с уплотнением крышек прокладками из резины, пенополиуретана, заклеенных липкой лентой.
При отсутствии шкафов можно хранить гербарии в плотно закрывающихся коробках, герметизированных липкой лентой, которые ставятся на открытые стеллажи.
347. Ботанические группы (экологические профили, диорамные макеты и др.) хранятся так же, как подобные комплексные экспонаты геологических и биологических групп.
348. Хранение влажных препаратов (растения, законсервированные в жидкостях шляпочные грибы, сочные плоды, семена) проводится по правилам, установленным для влажных зоологических материалов.
349. Правила хранения образцов древесных пород такие же, как изделий из дерева.

ЗООЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

350. По способу консервирования зоологических материалов их можно разделить на две группы: влажные препараты, сохраняемые в тех или иных консервирующих жидкостях (спирт, формалин и пр.), к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, мелкие млекопитающие (например, летучая мышь) и пр.; сухие объекты - чучела, шкурки и тушки, скелеты и черепа, яйца и гнезда птиц, коллекции беспозвоночных животных (раковины моллюсков, засушенные иглокожие и др.).
В шкафах в подвешенном виде хранятся шкуры пушных зверей.
Для хранения набитых тушек птиц и млекопитающих применяются специальные сундуки. Они же удобны для хранения небольших черепов. Применяется два типа сундуков:
- сундук с верхней крышкой, которая должна очень плотно его прикрывать, для чего во внутренней стороне стенок набивают планки или устраивают фальцы; к боковым стенкам приделываются ручки. Такие сундуки служат для хранения тушек крупных млекопитающих (лисица и более крупные животные) и набитых тушек крупных птиц (орлы, журавли и пр.);
- сундук с боковыми дверцами и выдвижными ящиками - лотками. Высота стенок лотка варьируется в зависимости от его назначения. Таких лотков умещается в сундуке от 3 до 7 штук.
351. Влажные препараты чувствительны к свету, поэтому их следует хранить в глухих шкафах.
Объекты, фиксированные в спирте или формалине, хранят в стеклянных банках с хорошо притертыми пробками (степень притертости пробок имеет решающее значение).
Гистологические и микроскопические препараты хранят в коробках с гнездами для стекол (наиболее удобны коробки, имеющие 5, 10, 18, 32, 56 гнезд) или на планшетах из фанеры или плотного картона размером 20 x 30 см с ячейками по величине предметного стекла.
Ряд групп беспозвоночных нельзя хранить в формалине, т.к. он содержит примесь муравьиной кислоты, постепенно растворяющей и изменяющей форму мелких известковых частей скелетов. Поэтому губок, кишечнополостных, некоторых многощетинковых червей, моллюсков, мшанок, плеченогих, членистоногих, многоножек, иглокожих разрешается хранить только в разведенном (72° - 75°) спирте - ректификате, лишенном примеси кислот и взвесей (употребляется только такой спирт - ректификат, на партию которого имеется протокол с данными анализа).
В целях наименьшей потери консервирующей жидкости от испарения, следует тщательно следить за пробками банок и цилиндров. Рекомендуется обтягивать пробки бычьими или свиными пузырями. Необходимо следить за тем, чтобы зоологический объект был полностью погружен в консервирующую жидкость, которую по мере надобности добавляют или заменяют, для чего на каждой банке должна быть пометка или этикетка о примененной консервирующей жидкости.
При хранении формалиновых препаратов следует помнить, что формалин быстро замерзает.
352. Коллекции беспозвоночных в мелких сосудах (емкостью от 0,05 до 0,5 литра) хранятся в металлических шкафах с выдвигающимися лотками.
Коробки с микроскопическими и другими препаратами - в шкафах с шириной полок не менее 33 - 35 см, планшеты - в специальных шкафах с выдвижными ящиками.
353. Для хранения особенно ценных сухих коллекций (моллюски, кораллы и др.) желательно использовать деревянные ящички с пылезащитными прокладками.
354. Для хранения энтомологических коллекций применяются особые шкафы с выдвижными ящиками и плотно закрывающимися дверками. Наиболее удобны шкафы размером 405 x 365 x 701 см, с тремя колонками по 12 ящиков в каждой.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ

355. Коллекции антропологии состоят преимущественно из человеческих костей, добытых при археологических раскопках, небольших собраний образцов волос, гипсовых слепков черепов, масок и т.п.
Черепа следует хранить в шкафах на полках, желательно покрытых тканью. Наиболее ценные в научном отношении и хрупкие черепа лучше хранить в индивидуальных ящиках или глубоких лотках.
При переноске череп нельзя брать за глазницы и скуловые дуги, так как при этом легко нанести ему повреждение.
Кости скелета следует хранить в отдельных ящиках. Для полного скелета рекомендуются следующие размеры ящика (внутренние): высота - 25, ширина - 30, глубина - 53 см.
Для неполных скелетов делаются ящики с вертикальными прорезями на торцовых стенках, в которые вставляются фанерные разделители. В такой ящик укладывают два скелета.
Мелкие кости стоп и кистей следует держать в отдельных коробках для каждой конечности, так как спутанные кости правых и левых конечностей подбирать довольно сложно.
Коллекции волос промываются эфиром и хранятся в стеклянных пробирках, закрытых пробкой и ватой.

КОМПЛЕКСЫ МАТЕРИАЛОВ

356. Комплексы материалов, например, геологические и ботанические группы и др., хранятся с учетом составляющих их материалов (почвенных, зоологических, ботанических и т.д.). Как в экспозиции, так и в фондах такие материалы должны находиться в герметически закрытых витринах, шкафах, ящиках и тому подобном оборудовании.

V. Упаковка и транспортировка музейных ценностей

Общие положения

357. Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (заведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы). Состав комиссии назначается директором музея.
Совет или комиссия составляют протокол о возможности транспортировки и дают необходимые рекомендации по упаковке и транспортировке материалов.
Примечание. Перевозка оружия и боеприпасов к нему производится с соблюдением правил, предусмотренных в Инструкции о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования оружия, утвержденной Приказом МВД СССР от 4 декабря 1975 г. N 300, с разрешения, в необходимых случаях, органов внутренних дел.

358. Если состояние сохранности музейных предметов вызывает опасение, то транспортировка разрешается лишь при условии выполнения всех рекомендаций реставрационного совета (или комиссии).
359. Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы, требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами заказывается упаковочная тара (ящики).
Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов, а также предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета.
360. Категорически запрещается:
а) упаковка предметов, разнотипных как по материалу, так и по весу, в один ящик;
б) упаковка предметов в мягкую тару.
Примечание. Упаковка в мягкую тару допустима лишь при условии транспортировки предмета с сопровождающим лицом.
361. Упаковка предметов производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку научного сотрудника или хранителя музея и реставратора.
362. Упаковка должна обеспечивать изолированность предметов от внешних атмосферных влияний и защиту их от механических повреждений. Предмет должен быть прочно закреплен внутри упаковки.
363. В каждый упакованный ящик вкладывается один экземпляр упаковочного акта на предметы, находящиеся в данном ящике, подписанный хранителем или научным сотрудником музея, ответственным за упаковку предметов, реставратором и упаковщиком.
364. Музей или другая организация, отправляющая предметы, должна своевременно уведомить грузополучателя (телеграммой, телефонограммой и т.п.) об отправке груза и сопровождающем для принятия необходимых мер по приему груза.
365. Приемка грузов от транспортных организаций производится в установленном на соответствующем виде транспорта порядке представителями организаций грузополучателей с составлением в необходимых случаях коммерческих или иных актов.
Приемка предметов, принятых от транспортных организаций, производится группой ответственных сотрудников по поручению руководителя принимающей организации. Приемка производится с участием сопровождающего груз, а при его отсутствии грузоотправителю сообщается дата и место приема для командирования в случае необходимости своего представителя.
Груз принимается поящично. Находящиеся в ящиках предметы тщательно осматриваются и принимаются меры к реставрационно - профилактической обработке поврежденных предметов. Результаты приемки оформляются актом, в котором указывается наличие прибывших предметов в каждом ящике, фиксируются состояние сохранности каждого предмета и возможные причины, приведшие к их повреждению.
О всех случаях серьезных повреждений предметов немедленно сообщается организации - грузоотправителю и вышестоящим организациям и принимаются меры к возмещению ущерба.
Претензии к транспортным организациям в связи с несвоевременной доставкой, повреждением или утратой по их вине грузов предъявляются организациями - грузополучателями и грузоотправителями в соответствии с правилами, действующими на транспорте.
366. Перевозка предметов автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей. При погрузке ящики размещаются по ходу движения.
Во время перевозки ящиков должна быть обеспечена полная их неподвижность.
367. Рекомендуется возможно меньше пользоваться временным хранением ящиков с предметами в пакгаузах. Ящики с предметами разрешается хранить только в пакгаузах закрытого типа.
368. Ящики с предметами вскрываются обязательно в закрытом помещении, температурно - влажностные условия которого должны быть близки к нормальному музейному режиму. В зимнее время, а также ранней весной и поздней осенью (при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения) ящики вскрываются только на следующие сутки пребывания их в помещении.
369. Тара, предназначенная для перевозки предметов, и упаковочный материал должны храниться в сухом закрытом помещении.
370. Предметы, хранящиеся запакованными в ящики длительное время, периодически распаковываются для проверки состояния их сохранности.
При контрольных вскрытиях ящиков произведения станковой масляной живописи выдерживаются на свету (только не на солнце) в течение нескольких суток и затем вновь пакуются. Ткани необходимо распаковывать не менее 3 раз в год, весной и осенью проветривать и затем перекладывать, меняя места сгибов материала.

Упаковочная тара

371. Упаковочная тара должна надежно защищать перевозимые предметы и при этом быть достаточно легкой и удобной в обращении. Ящики для упаковки предметов следует изготовлять из двойной фанеры, между листами которой прокладывать пергамент. Фанера должна быть хорошего качества, не поврежденная микроорганизмами. Желательно применять фанеру, изготовленную на синтетических смолах. Крупные ящики необходимо изготовлять из листов фанеры общей толщиной не менее 12 мм. При изготовлении ящиков с двойными - тройными фанерными стенками необходимо учитывать перпендикулярность направления волокон в слоях фанеры во избежание прогибания ее. Бруски следует ставить в клетку на расстоянии не более чем 50 см и крепить к фанере шурупами (крепление толевыми гвоздями допускается только в порядке исключения). Ящики для упаковки произведений графики должны соответствовать стандартным размерам и иметь внутри направляющие рейки для каждой рамы с мягкими прокладками.
372. Внутренние стенки ящика обиваются фанерой и оклеиваются пыленепроницаемым и влагонепроницаемым материалом (клеенкой), дерматином или технической бумагой на полимерных клеях. При этом следует вводить в клей антисептик (пентахлорфенолят натрия). Размер материала должен превышать размер каждой стороны ящика на 15 см. Крышка ящика с внутренней стороны также оклеивается клеенкой и крепится на болтах, для которых заранее подготавливаются гнезда. Края крышки оклеиваются полосами микропористой резины. При упаковке предметов крышка ящика крепится на болтах с шайбами (для которых заранее отводятся гнезда). Не рекомендуется закреплять крышку гвоздями. Края крышки оклеивают полосами микропористой резины. Упакованные ящики необходимо окантовывать окантовочным железом. На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необходимости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи "не кантовать" и т.д. Снаружи ящики должны обязательно окрашиваться масляной, нитро или другой влагонепроницаемой краской.
373. Ящики для упаковки тяжелой скульптуры в целях увеличения их прочности могут иметь конструктивные дополнения (увеличение толщины рамы ящика, обивка ящика железными полосами, изготовление второго дна и т.д.). Особо тяжелая скульптура раскрепляется в открытом каркасе, который по окончании упаковки обшивается тесом.
374. Большемерные картины могут транспортироваться на валах. Ящик для вала изготовляется точно по длине вала и диаметру его концевых кружал. Снаружи ящик обшивается железными поясами.
375. Упаковочный материал (бумага, стружки, картонные папки для графики и т.д.) должен быть совершенно сухим.

Упаковка произведений станковой живописи

376. Произведения станковой живописи на холсте группируются поящично, по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара.
377. Желательно, чтобы вес ящика с картинами не превышал 100 кг.
378. Произведения живописи могут упаковываться как вместе с рамами, так и без рам. В случае транспортировки картин в рамах застекленные картины перед упаковкой демонтируются, между стеклом и рамой вкладывается кусок оргалита или плотного картона, по размеру равный картине, после чего картина вновь монтируется в раму.
379. Все предметы перед упаковкой обертываются крафтом или оберточной бумагой. Предварительно они обертываются фланелью или байкой. Запрещается закалывать края бумаги кнопками во избежание повреждения экспоната.
Картины, направляемые за рубеж, перед упаковкой помещаются в водонепроницаемый чехол или конверт, края которого заклеиваются. Для изготовления чехлов или конвертов рекомендуется использовать синтетические эластичные материалы. В случае упаковки картин в рамах картина помещается в чехол или конверт до вставления в раму. При транспортировке на дальние расстояния водным транспортом все экспонаты помещаются перед их упаковкой в двойные водонепроницаемые заклеенные пакеты.
380. Картины укладываются в ящик плотными рядами попарно живописной поверхностью друг к другу. В тех случаях, когда картины с пастозной живописью пакуются сложенными попарно без рам, они укладываются так, чтобы угол одной картины не давил на красочный слой другой. Их красочный слой предварительно защищается микалентной или папиросной бумагой, прокладывается фланелью или байкой. Затем обе картины плотно обертываются бумагой или крафтом. Каждая пара или отдельная картина раскрепляется рейками и небольшими брусками. Все пустоты в ящике плотно заполняются свертками из мятой бумаги или кусками пенопласта и поролона (если картины укладываются в рамах).
Наилучшей системой упаковки является укладка картин в ящик в кассетах (рамках с вертушками).
381. Картины большого размера (от 1 метра по одной из сторон и больше), как правило, пакуются в количестве не более 5 в ящик. Картины укладываются в горизонтальном положении попарно красочной поверхностью друг другу. Каждая пара картин раскрепляется рейками и небольшими брусками.
382. Картины небольшого габарита разного размера укладываются в ящики в специально изготовленные для них деревянные рамки, накладывающиеся одна на другую.
Внутренние стороны упаковочной рамки должны иметь паз с тупым углом, чтобы картина своим полотном не касалась упаковочной рамы.
Перед упаковкой картины подбираются по размерам и укладываются в ящик красочным слоем вниз в горизонтальном положении придвинутыми к одному из углов нижней стороны ящика (где имеются салазки). Углы лепных или резных рам обкладываются поролоновыми или ватными подушками.
383. Пустоты между торцами картин и стенками ящика плотно заполняются поролоном и пенопластом или рулонной гофрированной бумагой. Лицевая сторона картины должна быть защищена от случайного повреждения осколками от лепнины рамы.
384. Ящики с произведениями станковой живописи на холсте транспортируются так, чтобы упакованные картины, независимо от способа их укладки (горизонтального или вертикального), обязательно находились в вертикальном положении.
385. Накатка на вал больших картин допускается лишь в присутствии опытного реставратора.
Картина кладется живописной поверхностью на чистый пол, застеленный холстом или белой рулонной бумагой. Обратная сторона картины простилается белой рулонной бумагой. Над картиной параллельно ее кромке устанавливается вал с кружалами. Кромка картины плотно прижимается к валу, закрепляется обойными гвоздями и перекладывается рулонной бумагой. Полотно картины должно заходить на вал на полоборота.
Накатка на вал производится тремя или, в крайнем случае, двумя лицами. При накатке необходимо следить за тем, чтобы не было перекоса полотна картины.
На вал может быть накатано до 10 картин в зависимости от их размера, по мере накатки картины на вал кромка каждой следующей накатываемой картины склеивается с кромкой предыдущей картины при помощи ленты или, в виде исключения, сшивается ниткой.
К углам кромки последней картины пришиваются тесемки, которые крепятся за обойные гвозди, вбитые по обеим концам вала. После того как веревки завязаны, гвозди забиваются окончательно.
Края холстов, накатанных на вал, не должны доходить до краев кружал на 5 - 10 см с каждой стороны.
Вал с накатанными картинами обертывается рулонной бумагой, а затем по спирали водонепроницаемой синтетической пленкой или клеенкой и упаковывается в ящик.
Вал с накатанными на него картинами должен транспортироваться в горизонтальном положении.

Упаковка темперной живописи на дереве

386. Перед упаковкой произведения темперной живописи группируются по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара.
387. Вес упаковочного ящика с экспонатами не должен превышать 80 кг.
388. Все экспонаты перед упаковкой обертываются белой фланелью. Красочный слой предварительно закрывается восковой калькой, папиросной или микалентной бумагой.
389. Произведения темперной живописи небольшого размера пакуются в ящик в горизонтальном положении. Экспонаты укладываются попарно, красочной поверхностью одной картины к красочной поверхности другой и перекладываются по углам мягкими прокладками. На дно ящика укладывается поролон, пенопласт или гофрированная бумага. Пустоты между стенками ящика и торцами экспонатов плотно заполняются свертками из мятой бумаги.
390. Произведения темперной живописи большого размера пакуются не более 1 - 2 произведений в ящик, на дно и две смежные стенки которого закрепляются амортизационные прокладки. Произведения кладутся живописной поверхностью одного к живописной поверхности другого. По верхнему и нижнему краю красочной поверхности нижележащего произведения накладываются жгуты толщиной не менее 2 см из плотной бумаги.
Произведения крепятся небольшими брусками с боков и рейками сверху. В местах соприкосновения поверхности произведений с креплениями прокладываются подушки.
391. Произведения живописи с покоробленной основой упаковываются в отдельные ящики. Произведения кладутся в ящик живописным слоем вниз на мягкие прокладки и плотно прижимаются к ним обернутыми в бумагу брусками, положенными (вдоль волокна доски) по линии ее наибольшего прогиба. Брусок крепится к боковым стенкам ящика. Между стенками ящика и краями доски помещается амортизационная прокладка из гофрированного картона, а при значительном зазоре - обернутые в плотную бумагу деревянные бруски, укрепленные на боковых стенках ящика.
392. Произведения, сильно поврежденные жуками - точильщиками, пакуются в отдельные ящики, строго соответствующие по размерам тем произведениям, для которых они предназначаются. Между произведениями и стенками ящика помещают амортизационные прокладки из гофрированного картона или поролона.
Примечание. Транспортировка таких экспонатов допускается только в исключительных случаях.

Упаковка икон с уникальными окладами может производиться только под руководством опытного реставратора.
Иконы небольших размеров перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные кассеты.

Упаковка произведений графики

393. Акварели, рисунки и гравюры пакуются в ящики в таких же папках, в каких они хранятся в фондах музея.
Папки делятся на группы по размерам, обертываются в бумагу, заключаются во влагонепроницаемые двойные пакеты, затем укладываются в ящики в горизонтальном положении. На дно ящика кладется прокладка из пенопласта. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом - кусками поролона или свертками мятой бумаги. Ящики оклеиваются изнутри дерматином или клеенкой.
В один ящик следует паковать не более 4 папок с произведениями графики.
394. Произведения графики следует упаковывать монтированными в паспарту, при необходимости под стеклом и в рамах. Перед упаковкой стекло заклеивается полосами бумаги на мучном клее или липкой синтетической лентой. Концы ленты не должны доходить до рамы на 1 см.
Произведения художественной графики в старой, художественной или авторской монтировке размонтированию при упаковке не подлежат. Такие произведения перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные деревянные кассеты с прокладкой из поролона со стороны стекла и с оборота, а по бортам - из пенопласта.
395. Транспортировка пастелей и рисунков углем допускается только в исключительных случаях и обязательно в застекленном виде. Стекло предварительно заклеивается.
При упаковке пастели нельзя допускать никаких сотрясений (забивка гвоздей категорически запрещается). Ящики с застекленной пастелью транспортируются в вертикальном положении.

Упаковка скульптуры

396. Разъемные части скульптуры пакуются отдельно.
Перед упаковкой каждый предмет обертывается бумагой, которая крепится на нем бечевкой и помещается в чехол из светлой нелиняющей ткани. Употребление вощеной и парафинированной бумаги категорически запрещается.
397. Скульптура (кроме гипса) средних и больших размеров крепится в ящике, в зависимости от индивидуальных случаев, планками с мягкими прокладками или упорами из досок. Крепления должны обеспечить неподвижность скульптуры в упаковке и минимальное давление на наиболее хрупкие ее части. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом.
398. При упаковке скульптуры из влагопоглощающих материалов (гипс, дерево, мрамор, известняк и др.) она должна помещаться в водонепроницаемый чехол из синтетической пленки.
Гипсовая и керамическая скульптура пакуется в ящик, на дно которого предварительно кладется мягкая прокладка. Пустоты в ящике плотно заполняются свертками из стружки, завернутой в бумагу.
399. Мраморная скульптура пакуется, как правило, по одной в ящик. В случае упаковки в ящик двух произведений каждое из них отгораживается фанерными стенками друг от друга и крепится так, как указано в п. 397.
400. Для крупной скульптуры ящики заранее не делаются, они создаются в процессе упаковки (см. п. 373).
401. Мелкая скульптура упаковывается по методу, указанному в разделе "Упаковка экспонатов декоративно - прикладного искусства".

Упаковка произведений декоративно - прикладного
искусства

402. При упаковке изделий из керамики, стекла, фарфора и т.д. каждое из них обертывается тонкой бумагой, затем ватой, жгутами из лигнина, снова бумагой и перевязывается шпагатом. Каждая деталь обертывается отдельно.
Произведения, получившие в процессе упаковки округлую форму, укладываются в ящики, на дно которых предварительно кладется подушка из упаковочной стружки, завернутой в бумагу. Вниз укладываются более тяжелые предметы, сверху более легкие и хрупкие. Тем же упаковочным материалом перекладываются упакованные в отдельные пакеты произведения и заполняются все пустоты в ящике, заполнение должно быть плотным, исключающим подвижность их во время перевозки.
При упаковке особо хрупких произведений, кроме мягкой обертки, их следует помещать в небольшие легкие фанерные ящики или картонные коробки, которые в свою очередь упаковываются в общий ящик. Пространства между стенками внутренних ящиков следует заполнять сухой стружкой или другим амортизационным материалом.
403. Очень ценные и хрупкие произведения обертываются в бумагу и пакуются каждый или в специальный футляр, сделанный по их форме, или в индивидуальные картонные, а затем фанерные коробки.
В отдельных случаях произведения пакуются непосредственно в фанерную коробку и крепятся в ней специальным вкладышем, повторяющим форму произведения.
Фанерные коробки или футляры с произведениями пакуются в общий ящик, пустоты в котором плотно заполняются упаковочным материалом.
404. Тарелки и блюда из фарфора и фаянса, одинаковые как по размеру, так и по форме, пакуются в ящики, рассчитанные не более чем на 2 яруса экспонатов. Изделия прокладываются (каждое) листами плотной оберточной бумаги и ставятся плотными стопками на ребро.
Уникальные тарелки и блюда, различные по форме и размеру, пакуются индивидуально по методу, указанному в п. 401.
405. Ящики для упаковки тканей должны быть снабжены внутренней предохранительной крышкой и съемными полками, на которые они укладываются. Ткани упаковывают в ящик, стараясь избежать излишних сгибов материала, и перекладывают листами чистой бумаги.
Предварительно они помещаются во влагонепроницаемые пакеты.
406. Ковры и шпалеры перед транспортировкой накатывают на вал. Ковры и шпалеры перекладывают двумя слоями бумаги и накатывают на вал ворсом внутрь. Верхний слой бумаги должен быть обработан скипидаром. При накатке необходимо следить за тем, чтобы не образовывались складки на коврах.
Длина вала должна быть больше ширины накатанных на него ковров или шпалер на 10 см с каждой стороны.
Перед укладкой в ящик вал с коврами и шпалерами обертывают влагонепроницаемым материалом и закрепляют в ящике так, чтобы они не касались стенок ящика.
407. Ковры и шпалеры небольшого размера пакуются так же, как ткани.
408. Ящики для упаковки мебели изготовляются в зависимости от ее формы и размеров. Перед упаковкой мебель обертывается бумагой и обшивается мешковиной. Мебель раскрепляется в ящике планками. В местах ее соприкосновения с креплениями прокладываются подушки из стружки, завернутые в рогожку или мешковину.
Съемные или плохо прикрепленные детали мебели при упаковке снимаются, завертываются в бумагу и привязываются к тем частям, деталью которых они являются.
409. Монеты и медали, хранящиеся в надписанных конвертах, укладываются в этих конвертах в небольшие шкатулки или ящички. При упаковке монет и медалей нумизматической коллекции, хранимой на лотках (планшетках) в специальных шкафах - в коробках или в гнездах лотка, они снимаются с места в порядке рядов вместе с коробочками и ярлычками и вкладываются в нумерованные бумажные конверты, которые укладываются (без уплотнения) в небольшие шкатулки или ящики. Особо хрупкие монеты следует проложить ватой. Клады упаковываются целиком, отдельно от других монет.
410. Металлические предметы упаковываются аналогично предметам из керамики и стекла. Сперва обертываются тонкой бумагой или лигнином, затем бумажными жгутами и снова бумагой или помещаются в отдельные коробки. Особое внимание следует уделять упаковке предметов, украшенных камнями, эмалями, дробницами и т.п.
Изделия из художественных лаков пакуются сначала в микалентную бумагу, а затем в картонные коробки с уплотнением из лигнина или ваты.

VI. Приложения

1. Квитанция на получение предметов от владельцев.
2. Коллекционная опись.
3. Акт приема предметов на постоянное (временное) хранение.
4. Акт выдачи предметов на постоянное (временное) хранение.
5. Журнал регистрации документации фондово - закупочной комиссии.
6. Акт приема предметов на материально ответственное хранение.
7. Акт внутримузейной передачи.
8. Книга регистрации актов:
а) приема на постоянное хранение,
б) приема на временное хранение,
в) выдачи на постоянное хранение,
г) выдачи на временное хранение.
9. Книга поступлений на постоянное хранение:
а) для музеев, кроме художественных,
б) для художественных музеев.
10. Книга поступлений на временное хранение.
11. Книга учета научно - вспомогательных материалов.
12. Книга учета сырьевых научных материалов.
13. Инвентарная книга (научный инвентарь музея):
а) для музеев, кроме художественных,
б) для художественных музеев.
14. Акт на погашение старых инвентарных книг.
15. Акт сверки наличия музейных предметов.
16. Опись инвентарных книг.
17. Отчет о движении музейных ценностей.
18. Карточка научного описания (типовая инвентарная карточка).
19. Топографическая опись.
20. Книжка музейного хранителя.
21. Журнал регистрации посетителей фондохранилища.
22. Типовая заявка.
23. а) Психрометрическая таблица.
б) Правила пользования психрометром и психрометрической таблицей.
24. Типовое письмо о возврате или продлении срока пользования предметами.
25. Опись осмотров состояния сохранности экспонатов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий